Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Методические подходы к обучению химии в классах гуманитарного профиля » Изучение круговорота веществ в школьном курсе химии

Изучение круговорота веществ в школьном курсе химии

Страница 1

Круговорот веществ в природе - важнейшее экологическое понятие, отражающее природную закономерность распределения и превращения веществ в биосфере. С помощью этого понятия формируются представления о циклических процессах в природе, механизмах их протекания и значимости для существования жизни на Земле. В условиях экологического кризиса внимание к природным круговоротам веществ особенно велико, поскольку от изменений в них завиcит будущее человечества. Школьный курс химии содержит некоторые сведения о круговоротах воды, кислорода, углерода и азота, но они не затрагивают проблемы нарушения этих природных циклов (причин и последствий) и не позволяют рассматривать круговороты веществ во взаимосвязи, что необходимо для понимания роли антропогенного фактора в биосфере и путей сохранения ее целостности.

Учебный материал о круговоротах веществ желательно дополнить информацией о круговоротах фосфора и серы как примерах легко нарушаемых осадочных циклов.

На материале о круговоротах веществ можно изучать и химию элементов (распределение элементов в различных компонентах природы, химические формулы и классы соединений, превращение веществ, условия протекания реакций, применение веществ).

Ознакомление учащихся с круговоротами веществ можно осуществлять как при изучении соответствующих тем курса химии, так и на специально выделенных уроках-семинарах или используя тематический модуль.

Приведем пример модуля "Круговороты веществ в природе", который можно использовать в IX классе на заключительных уроках при обобщении знаний.

План модуля:

1. Понятие о глобальном круговороте веществ.

2. Основные круговороты биогенных элементов в природе, их взаимное влияние, причины и последствия их нарушения. 3. Химический эксперимент, иллюстрирующий круговорот вещества в природе на примере любого биогенного элемента.

4. Самостоятельная работа учащихся,

5. Контролирующие задания.

Изучение круговоротов веществ начинается с рассмотрения схемы биогеохимического цикла в сочетании с упрощенной схемой потока энергии (схема 1).

Внимание учащихся обращают на тот факт, что вещества вовлечены в круговорот, а энергетический поток однонаправлен: от растений преобразующих энергию солнца в энергию химических связей, к животным, использующим эту энергию, и далее к организмам, разрушающим органические вещества.

Схема 1 - Поток энергии и круговорот биогеннных элементов в биосфере

Отмечают, что однонаправленный поток энергии приводит, в движение круговорот веществ. Каждый химический элемент, совершая круговорот в экосистеме, следует своим путем и попеременно переходит из органической формы в неорганическую и наоборот.

При оценке влияния деятельности человека на биогеохимические циклы в первую очередь сравнивают объемы резервных фондов элементов питания. Как правило изменениям подвержены малообъемные фонды. В этой связи дополнительно вводят понятия о резервном (недоступном) и обменном (доступном) фондах, между которыми существует постоянный медленный обмен (например, выветривание горных пород, эрозия почвы).

Выделяют два типа круговоротов веществ: 1) относительно совершенные и 2) менее совершенные. К первому типу относят круговороты газообразных веществ (О2, СО2, N2). Эти циклы легко восстанавливаются за счет механизма саморегуляции (благодаря наличию крупных атмосферных или океанических фондов они быстро восполняют потери веществ). Ко второму типу относят осадочные циклы (круговороты серы, фосфора, железа). Они легко нарушаются и с трудом восстанавливаются, потому что основная масса вещества сосредоточена в относительно малоактивном и малоподвижном фонде в земной коре. Антропогенное влияние на круговороты заключается в том, что человек, используя в своей деятельности почти все имеющиеся в(пестициды, ионы тяжелых металлов, удобрения, нефтепродукты, детергенты и т. п.), ускоряет движение многих веществ и тем которые могут вызвать экологические бедствия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Закономерности развития познавательных способностей школьников
Психологическая наука и практика во все времена искали пути и способы выявления общих и специфических закономерностей развития и формирования интеллектуальных способностей человека в процессе его жизненного и профессионального роста. Данная задача является одной из сложнейших в психологии. Несмотря ...

Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников на уроках по изобразительной деятельности
Проведя коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками с нарушением интеллекта, нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего этапа экспериментального исследования. Экспериментальное исследование проходило на базе специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида №2 МО ...

Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе
Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей . В отечественной психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для ра ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru