Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Аналитико-синтетический метод в обучении современных первоклассников чтению » Методика обучения чтению по кубикам Н.А. Зайцева

Методика обучения чтению по кубикам Н.А. Зайцева

Страница 2

В методике Н.Зайцева средства обучения полностью отличаются от традиционных букварей. Это набор "Кубиков Зайцева", содержащий 52 картинки для склеивания кубиков, 3 листа таблиц и методическое руководство для педагога, в котором описана система приёмов, требования, рекомендации и др. Из общего количества блоков (всех 40), которые необходимо узнать и запомнить, можно составить любое слово. Запас складов представлен на кубиках и настенных таблицах, каждому кубику соответствует столбик или строчка таблицы. Склады, расположенные на таблицах, сопоставляются и соотносятся по звонкости и глухости, твердости и мягкости и т.д. С первых занятий дети работают со всеми кубиками и таблицами (сразу вводятся все буквы). Сначала занимаются с кубиками, затем идут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания букв, в процессе чего дети непроизвольно запоминают многие другие сочетания. Кубики, материалы таблиц устроены таким образом, что содержат прямую цель, работающую на актуальные возможности ребёнка, и косвенную цель, направленную на зону его ближайшего развития. Весь учебный материал систематизирован и расположен так, что позволяет ребёнку быстро улавливать принципы подобия и алгоритмы поиска.

Н.А.Зайцев обращает внимание на то, что целесообразно собирать кубики вместе с детьми, тогда они сразу познакомятся с наполнителями, в последующем не станут их разбирать и смотреть содержимое, а кто-то из ребят в процессе собирания и склеивания уже научится читать.

Исследования показали, что методика Н.Зайцева хорошо развивает у ребёнка субъектность, связанную с мотивационно-смысловой, ценностной сферой личности, субъектную активность как условие успешной деятельности и социальной адаптации. Для формирования субъекта деятельности как одной из малоизученных проблем в теории учебной деятельности важным условием является отношение с самим собой. Известно, что становление "Я - самости" ребенка ("я сам хочу", "я сам могу", "я умею" и т.д.) начинается еще задолго до школы. Организация учебной деятельности по данной технологии вводит в ее ткань отношения воспитанника с самим собой, которые постоянно пересекаются с его учебными действиями. Перед детьми ставится цель (найти заданные слоги), которую они реализуют посредством самостоятельного поиска и свободного перемещения, соревнуясь друг с другом. При написании слов кубиками ребята также сами выбирают, какое слово написать. Так, у девочки есть кот, и она хочет написать слово "кот" ("котик"), кто-то из мальчиков проявляет интерес к машинам и т.д. Попутно ведётся работа над понятием "слово", чтобы дети хорошо осмысливали, правильно писали, т.к. некоторые принимают за слово и пишут слитно "красивый попугайчик", "дядя Саша", "вкусная конфета", "кот Барсик" и др. Ребёнок постепенно учится относиться к себе как к субъекту собственной учебной деятельности, выполнение которой приобретает для него личностный смысл и вызывает интерес.

Важную роль в воспитании самостоятельности и осознанного учебного поведения ребенка как субъекта играет каллиграфическая модель методики. Это заготовки-пособия (34 карты) с буквами (цифрами) печатными и прописными, элементами букв (цифр) и стрелками-указателями направления исполнения горизонтальных (вертикальных) линий, овалов (полуовалов), наклонов и др. Ученики анализируют элементы буквы, осваивают направления их исполнения, указанные красными стрелками, прописывают пальцем элементы, затем всю букву, пробуют писать на листках бумаги. Так, постепенно вырабатывается зрительно-рабочая дистанция, рука запоминает направления и очерёдность действий, которые осуществляются в удобной для ребёнка позе (стоя, сидя и т.п.)

Обучение грамоте "по Зайцеву" осуществляется в раскрепощенной обстановке, интересной игровой ситуации, ритмической деятельности, сочетании проговаривания с пением складов. Дети сами выбирают и озвучивают кубики, "ведут своё исследование", а не работают только да навязываемой педагогом программе; запоминают и загадывают сверстникам (родителям, знакомым) загадки, предлагают скороговорки, подсказывают или выбирают новые темы, игры. Каждый ребёнок может истолковывать загадки, "заказывать" песенку, изобретать слова, чтобы прочитали другие, педагог. При этом воспитанники могут двигаться, прыгать, висеть на канате, наблюдать за действиями других, заниматься в свободном уголке и полежать на коврике.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Организация условий исследования
Организация условий исследования предусматривает создание обстановки, соответствующей задачам исследования. Особенно важно создать совершенно одинаковые условия при повторных сравнительных экспериментах. Например, недопустимо проводить начальное испытание двигательных качеств на открытом воздухе, а ...

Формирование первоначальных математических представлений
До этого дети уже выполняли похожие задания, работая с формой, цветом и размером предметов. Но данное задание – недоопределенное, решаемое однозначно после того, как будет задан педагогу вопрос. Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисованы яблоки (груши, мячи, листья деревьев и др.) ...

Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР
Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение з ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru