Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Современные представления об этиопатогенезе алалии » Определение алалии. Классификация

Определение алалии. Классификация

Страница 1

Алалия – это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга. Системный характер алалии означает, что при ней страдает не какая-либо одна, а практически все стороны речи – и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Это вытекает из системного строения самой речевой функции и системного соотношения ее частей. Отнесенность патологии к уровню коры свидетельствует о том, что в патологический процесс вовлечены элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные, а высшие отделы ЦНС, тесно связанные с мышлением. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка. Картина речевого расстройства при алалии сводится к отсутствию речевой функции, или значительной ограниченности ее в объёме. У одних детей отсутствует экспрессивная речь, что принято называть моторной алалией, другие не только не говорят сами, но и несостоятельны в импрессивной речи, что принято называть сенсорной алалией. Поскольку экспрессивная и импрессивная речь у ребенка тесно связаны между собой, при обеих формах алалии отмечается недостаточность и того и другого видов речевой деятельности В.А.Ковшиков пишет, что в большинстве случаев экспрессивной алалии импрессивная сторона речи сохранна. (В.А. Ковшиков[9]) Экспрессивную алалию связывают с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют соответственно эфферентную и афферентную формы. Но языковые нарушения, которые являются ведущими при алалии, не могут быть объяснены моторной недостаточностью. Кроме того, моторная недостаточность отмечается только у половины детей с алалией.

Р.Е. Левина делила неговорящих детей на три группы:

Дети с нарушением слухового фонематического восприятия. Этот недостаток выражается в пониженной способности вычленять звучание фонем из окружающей речи, нарушении четкой дифференциации звуков речи проявляется в неумении произвести анализ слова. Отсутствие речи у этих детей обусловлено нечетким восприятием звукового состава слова. Доступ окружающей речи возможен для них, по преимуществу, через посредство улавливания общих, недифференцированных контурных слепков восприятия, ударных частей слова, интонации речи. Звучание речи таких детей полностью соответствует их недифференцированному восприятию.

Дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия. У этих детей недостаточен анализ и синтез в зрительной сфере. К этой группе можно причислить детей с другими нарушениями предметного восприятия. Эти нарушения характеризуются неумением увидеть предмет, как целое, несмотря на способность улавливать отдельные признаки и свойства его. Роль зрительного фактора в развитии речи обычно понимают только как средство подражания видимым компонентам артикуляции. Между тем между зрительным восприятием и речью существуют сложные отношения развития, не исчерпывающиеся подражанием. При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, что непосредственно отражается на овладении речью. Крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов характерно для этих детей. В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизм. Однако дети с нарушением зрительного восприятия овладевают грамотой легче, чем дети с акустической агнозией. Основные затруднения связаны, в основном, с усвоением графического образа букв. У них также мы встречаем фонематические нарушения, но причина их в следующем. Отставание предметного восприятия приводит к задержке восприятия речи окружающих, в связи с этим – к недостаточно четкой дифференциации фонем. Если ошибки смешения при звуковом нарушении требуют уточнения звукового образа недифференцировано воспринимаемых рядов звуков, то при оптической агнозии необходимо длительное выяснение смысловых отличий слов. После овладения грамотой у этих детей недостаточно понимание читаемого текста в связи недоразвитием значений.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности
Практическая часть исследования была проведена в муниципальной общеобразовательной школе № 208 Железнодорожного района г. Екатеринбурга. Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеклассной работы под руководством учителя начальных классов высшей категории Боронниковой Е.Г. Цель опыт ...

Оформление документации
Без строгой фиксации результатов не может быть научных фактов. Любая научная работа немыслима без тщательно разработанной научной документации, в которой должно быть точно и полно зафиксировано все, что имеет какое-либо отношение к данной работе. Стандартных форм документации нет. Они определяются ...

Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект
В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания, развитие этических знаний. В истории развития человеческого ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru