Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Современные представления об этиопатогенезе алалии » Диагностика

Диагностика

Страница 1

1.Алалия и интеллектуальная недостаточность. Недоразвитие речи при алалии всегда сочетается со своеобразными особенностями мыслительной деятельности. Условия для развития интеллекта при алалии неблагоприятны. Поэтому интеллектуальные нарушения с возрастом могут проявляться во все большей степени. Нередко они начинают занимать ведущее место в общей структуре дефекта, что приводит к большим диагностическим сложностям, если ребенок обследуется не в динамике. На практике это часто приводит к тому, что диагноз «алалия», поставленный в дошкольном возрасте заменяется диагнозом «олигофрения». Такое изменение диагноза часто объясняется допущенной при первоначальном обследовании ошибкой. Неговорящие дети легко теряются в новых условиях и вследствие этого не раскрывают истинных возможностей своего интеллекта. Однако не исключена возможность сочетания олигофрении с речевым дефектом. При олигофрении может наблюдаться не только сенсорная, но и моторная алалия, а также другие парциальные дефекты высших корковых функций: алексия, аграфия, апраксия.

2.Алалия и слабослышание. Достаточно трудно отличить сенсорную алалию от тугоухости. Н.Н. Трауготт писала, что существует мнение, что сенсорная алалия – дефект относительно распространенный, а разноречивость суждений о нем обусловлена трудностью его выделения среди других форм слухоречевой патологии. Дети с алалией, которых обследовала Н.Н. Трауготт, все имели снижение слуховой чувствительности в той или иной степени. Она считала, что главная причина расхождений в диагностике сенсорной алалии заключается в трудности отграничения его от задержки речевого развития, обусловленной тугоухостью. Даже родители и воспитатели обычно не могут сказать, какие звуки ребенок слышит, а какие ему недоступны. Нередко дефект слуха у ребенка вообще не замечается, и родители обращаются к логопеду только по поводу задержки развития речи. Бывают и противоположные случаи, когда ребенка считают глухим несмотря на наличие эпизодических реакций на тихие звуки. Трудность оценки слуха обусловлена непостоянством реакции детей на слуховые раздражители. Одни и те же звуки дети часто то слышат, то не слышат, то реагируют на слабые звуки, то не слышат даже громкие, достигающие болевого порога. Таким образом не всегда удается выявить зависимость реакции от интенсивности звука, что является патогномичным для сенсорной алалии. Главным препятствием для точного определения объема слуха оказывается нарушение слухового внимания. Дети не обращают внимания на звуки, быстро отвлекаются, перестают слушать, внимание их в отношении звуков быстро истощается. При использовании знакомых звуков удается легче выявить зависимость точности реакции от интенсивности звучания. Наличие тугоухости не исключает диагноза сенсорной алалии. Понижение слуховой чувствительности при алалии может объясняться тем, что одна и та же причина может обусловить поражение различных уровней слухового пути, включая периферическое звено. Тугоухость и нарушение центральных механизмов слуха могут иметь разный генез, и сочетание их является случайным. Также центральное поражение слухового аппарата может являться причиной понижения остроты слуха, т.к. звуки для ребенка не имеют смыслового значения.

3. Алалия и аутизм. Алалию иногда сопровождает речевой негативизм и эмоционально-личностные нарушения. В отличие от алаликов, у детей с РДА отсутствует невербальная коммуникация – жесты, мимика, возгласы, взгляд на лицо. В любом случае, работа начинается с психотерапевтических приемов, установления контакта, снижения тревожности ребенка. В дальнейшем станет понятно, что в структуре дефекта первично: алалия, или аутистические черты личности.

4. Алалия и дизартрия. При дизартрии первичная патология – нарушение иннервации мышц речевого аппарата со стороны бульбарных и псевдобульбарных систем мозга, что проявляется в виде параличей и парезов. При алалии этого нет.

5. Алалия и афазия. У детей старше 2,5 лет определенные участки мозга уже получают речевую специализацию, поэтому их поражение приводит к детской афазии. Она отличается от «взрослой» афазии нестойкостью, т.к. пластичность детского мозга обеспечивает достаточно быструю компенсацию речевого дефекта. Специализация участков коры по некоторым оценкам заканчивается к 8 или 10 годам. До этого возраста методы коррекции при алалии и афазии сходны.

6. Алалия и задержка речевого развития. Многие авторы пишут, что при ЗРР речь развивается так же, как у нормальных детей, но в более поздние сроки, тогда как при алалии развитие речи происходит по патологическому типу. Н.С Жукова подробно описала усвоение языка в процессе онто- и дизонтогенеза. Яркой особенность дизонтогенеза является длительное по времени отсутствие речевого подражания новым словам. Ребенок повторяет только первоначально усвоенные им слова (не более 10). Такая остановка может быть и при нормальном развитии, но не более чем на 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. При появлении подражания репродукция осуществляется не в рамках просодии целого слова, как в норме, а только его части. Стремление к открытым слогам, для этого ребенок добавляет в конце слова гласный звук (котика вместо котик). При отсутствии необходимого артикуляционного уклада, ребенок заменяет трудный звук на артикуляционно-далекий (в норме замещающие звуки артикуляционно близки). Есть также отличия в усвоении лексики, морфологии, и синтаксиса языка. Н.С. Жукова приводит также схему системного развития нормальной детской речи, составленную по материалам А.Н. Гвоздева, как условный эталон нормы и дает подробные диагностические методики речи дошкольников.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

История развития теории проблемного обучения
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности учащихся лежат опре ...

Возможности туристической работы в реализации географического образования школьников
Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим последнее время все более прочные позиции в учебном воспитательном процессе школы, особенно на уроках географии и физкультуры, а так же в нешкольных учреждениях, в ра ...

Школьный музей
Перестройка системы народного образования и связанная с этим активизация методов учебно-воспитательной работы способствуют воспитанию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно полезной деятельности. Большие возможности для решения этой задачи, для удовлетворения интересов ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru