Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Современные представления об этиопатогенезе алалии » Основные направления логопедической работы

Основные направления логопедической работы

У нормально развивающихся детей речевое (и не только речевое) развитие начинается чаще по правополушарному типу. В раннем онтогенезе правое полушарие является доминантным. Однако встречается выраженный левополушарный тип. Американский нейролингвист Кэтрин Нельсон заметила, что некоторые дети начинают осваивать речь с грамматических морфем (вспомогательные слова в английском языке), а основные содержательные слова появляются позже. Те дети, у которых компенсация нарушения происходит в основном за счет левого полушария идут по пути накопления произвольно управляемой речи. Они усваивают сначала одни звуки и слова, затем – другие, строят сначала простые фразы, затем более сложные, активно и сознательно исправляют свои ошибки. Те же, у кого компенсация осуществляется путем включения правого полушария, могут сказать целые тирады каких-либо упроченных фраз, и в то же время не суметь повторить даже простого слова. Таким образом, логопедическая работа проводится, в основном, по двум направлениям:

Растормаживание речевой функции правого полушария.

Осуществление левополушарного контроля над структурными единицами языка: последовательное усвоение звуков, слогов, слов, грамматических форм и фразовой речи.

Т.Г. Визель представляет алгоритм компенсации следующим образом:

Ассоциативные связи между затылочными долями и постцентральной областью левого полушария мозга: буквенно-артикуляционные связи в звукоподражаниях.

Ассоциативные связи между затылочными долями и премоторной областью левого полушария мозга: артикуляционно-графические связи (чтение слов)

Ассоциативные связи между постцентральной областью левого полушария и височной долей правого полушария: артикуляционно-акустические связи в звукоподражаниях.

Ассоциативные связи между премоторной зоной и височной долей левого полушария: артикуляционно-акустические связи.

Графически этот алгоритм изображается так:

(Ранее Т.Г.Визель писала, что опора на графемы малоэффективна. «Пока не усвоено произношение звука, невозможно полноценное овладение буквой. Буква не поможет ребенку уточнить артикуляцию, потому что обратная связь «буква – звук» не имела места в речевой практике ребенка» Если компенсация речевой функции протекает преимущественно путем «прорыва» и накопления непроизвольной, как бы нечаянной речи, ее нельзя ограничивать, раньше времени исправлять ошибки. Необходимо дать ребенку возможность свободно реализовать остаточную речь. Чисто левополушарный или чисто правополушарный путь компенсации на практике встречается редко. В основном мы имеем дело со смешанным типом, когда участвуют оба полушария, хотя какое-то из них является ведущим. Это позволяет объяснить, почему ребенок иногда может сказать что-нибудь сложное, а иногда не может произнести совсем простое, почему не в состоянии повторить то, что сказал.

Т.Г. Визель пишет, что суть логопедической работы должна состоять в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать. Высокоэффективными оказываются методы, направленные на перестройку способа осуществления функции.

Прочее о педагогике:

Методика развития ритмической стороны слова
Для усвоения различения слов по их слоговому составу необходима специальная работа и над слухо-речевым ритмом. Она может быть проведена в форме различных игр, в которых, например, дети должны узнать, какую из лежащих на столе картинок "назвал" ведущий, если он отхлопал в ладоши такое-то ч ...

Апробация содержания проектной деятельности детей младшего школьного возраста
Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в средней школу № 6 г. Амурска во 2 «Б» классе (количество 28 человек, педагог Беликова А.Н.), нами был проведен констатирующий эксперимент. Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с ...

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей
Истоки проблемы воспитания нравственной культуры личности имеют свое начало в концепциях представителей философии эпохи античности (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Сенека, Сократ и др.). В философии и культурологии проблема нравственности трактуется как одна из универсальных форм общественного и ли ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru