Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Современные представления об этиопатогенезе алалии » Некоторые методы коррекции при сенсорной алалии

Некоторые методы коррекции при сенсорной алалии

Страница 1

При сенсорной алалии первая задача – развитие слухового внимания. Некоторые предлагают устроить ребенку некий «зрительный голод» - максимально уменьшить количество зрительных раздражителей и увеличить количество звуковых. Б.М.Гриншпун и С.Н.Шаховская придают большое значение звуковому режиму ребенка. Они считают, что излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания самой речи. Детей ограждают от излишних обращений к ним окружающих, исключаются звуковые аппараты (звонки, телевизор), ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов. На фоне такого успокоения можно приступать к работе.

Развивая слуховое внимание, педагоги заметили, что в определенных ситуациях, например при заинтересованности ребенка, наблюдается улучшение звукового анализа, а также улучшение ретенции нового словесного материала и припоминания ранее усвоенного. Одновременно становятся менее выраженными и динамические нарушения в отношении понимания речи. Другой характерной особенностью является большее постоянство и потому кажущийся больший объем экспрессивной речи по сравнению с сенсорной. Раз усвоенная этими детьми произносительная формула слова относительно легко сохраняется и легко актуализируется. Поэтому необходимо, максимально стремиться к тому, чтобы звуковые раздражители приобрели жизненную значимость и эмоциональное содержание. Надо окружить ребенка звучащими игрушками, научить его отличать игрушки по издаваемым ими звукам. В этих условиях повысится устойчивость ориентировочных реакций на звуки и облегчится образование звуковых условных рефлексов. Во время игр, занятий, еды, различных бытовых процедур ребенок должен постоянно слышать звуки. Так звуки постепенно приобретают для ребенка смысловое значение. Надо обучать ребенка выделять полезный звуковой сигнал из шума. Ребенок должен постоянно слышать речь громкую, отчетливую, простую по построению и интонационно выразительную. Одни и те же предложения должны повторяться в стереотипной форме для того, чтобы ребенок легче их усваивал. Следует как можно раньше начать обучать грамоте для того, чтобы система условных связей каждого слова и предложения формировалась при участии полноценного анализатора.

Вначале следует использовать звуки, значительно превышающие по громкости пороговые. Это относится как к речевым, так и к неречевым звукам. Постепенно снижая интенсивность звучания, можно приучить ребенка реагировать на знакомые слова и предложения, произнесенные даже шепотом. В процессе обучения существуют две опасности: педагог может недооценить тяжесть слухового дефекта ребенка, загрузить его слишком большим и трудным материалом, требовать от него восприятия и анализа раздражителей, близких к пороговым, и это может повести к срыву и повлечь за собой потерю интереса к звукам и негативизм. С другой стороны, если ребенок постоянно слышит звуки, значительно превышающие пороги слухового восприятия, то тихие звуки не приобретают для него сигнального значения, слуховое внимание не развивается. По наблюдениям Н.Н. Трауготт, у некоторых детей с сенсорной алалией, занимавшихся постоянно на протяжении ряда лет со звукоусиливающей аппаратурой, произошло ухудшение слуха, т.е. пороги звукового восприятия у них повысились. Перестройка функции состоит в том, чтобы развить у ребенка способность извлекать из неречевых шумов те акустические признаки, которые являются полезными для речи. Основными здесь являются звукоподражания. Подражание, приближенное к конкретному шуму постепенно становится все более условным. Например, вначале ребенок мяучит, как кошка.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Гендерный анализ притязаний шестилеток
В современной педагогической психологии признается факт того, что в старшем дошкольном возрасте в психологии ребенка происходят значительные изменения. Важнейшим показателем этих изменений считается процесс становления детских притязаний. При этом, как большинство онтогенетических характеристик лич ...

Школьная лекция как активная форма обучения
Рассматривая и характеризуя понятие школьная лекция, целесообразно начать с его определения. Лекционное изложение представляет собой развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение, последовательно проведенные и опирающиеся на конкретный исторический материал. В лекционном изложен ...

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Одним из центральных понятий в нашей работе является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей. В современной психологической науке не существует однозначной интерпретации понятия «творчество». Все определения понятия « творчество» были условно разделены на четыре группы, ка ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru