Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 1

Школьные исторические курсы являются важными составляющими компонентами духовной культуры общества. Главная цель освоения исторического опыта человечества - возделывание духа человека. Как говорили в эпоху Цицерона, - «cultura mentis», что возможно лишь при непосредственном знакомстве личности ученика с конкретными фактами, событиями, явлениями истории. Только в этом случае личность школьника может ощутить связь прошлого с настоящим, определить своё место в будущем. При этом школе и учителю истории важно чётко представлять концептуальные ориентиры, ибо они помогают и учителю (профессионально, качественно учить истории), и ученику (успешно усваивать исторические знания с пользой для себя и общества). Более того, школьное историческое образование представляет собой сложный многогранный процесс, который базируется на стыке культурной, социальной, политической и экономической жизни общества. Поэтому данное понятие и рассматривалось в качестве их отдельной составляющей. Но смысл этого понятия чаще всего сводился лишь к анализу того или иного периода развития и как правило переломного2, а потому школьная история как вполне самостоятельная отрасль знания оставалась за пределами изучения. В то же время историческое образование является непосредственным продуктом вышеуказанных сфер жизни общества. В связи с этим для концептуального осмысления данной отрасли знания встала необходимость определения самого предмета изучаемого нами явления. Именно на этом понятии, как видится автору, целесообразно выстроить основу и важнейшие звенья методологии нашего исследования.

В современной справочной и научной литературе исследователю не удалось найти определение того, что же всё-таки конкретно понимается под школьным историческим образованием. Поэтому автор была вынуждена обратиться к диссертациям по рассматриваемой проблеме. Анализ этих работ выявил следующую ситуацию: как правило, под предметом исследования школьного исторического образования понимается «развитие школьного исторического образования от . до .». Принимая во внимание тот факт, что предметом любого научного исследования являются те или иные закономерности, становится очевидным, что и предметом школьного исторического образования, исходя из целей настоящего исследования, следует считать закономерности развития вопросов генезиса, сущности, концептуально-теоретических основ, специфики форм и проявлений данной отрасли образования, естественно, с учетом влияния политической, экономической, культурной и социальной ситуации на различных этапах развития данного явления.

Определив предметом изучаемого явления закономерности вышеуказанных вопросов, автор пришел к выводу, что они выявляются и четко прослеживаются лишь при анализе всего периода существования отрасли. Для определения теоретико-методологических основ нашего исследования мы остановились на таком понятии, как эволюция. Обычно этот термин связывают с понятием развития, развертывания, с количественными и качественными изменениями, подготовившими коренные изменения.

Но для изучения эволюции школьного исторического образования этого оказалось недостаточно. Поэтому автор выдвинула гипотезу о движущих силах эволюции школьного исторического образования, которые заключаются в модернизационных изменениях в обществе. Но, осознавая тот факт, формулировка концепций исторического образования зависит не только от экономических преобразований. Более того, сама сущность любого образования предполагает воздействие на главный элемент - ребенка. Стремительные изменения, происходящие в обществе, столь значительны, что каждый период исторического развития увеличивает информационную нагрузку на молодое поколение, что приводит к переоценке ценностей, нарушая тем самым существовавшее ранее относительное равновесие. А потому, когда мы рассуждаем об эволюции школьного исторического образования, следует говорить о модернизационных и информационных изменениях в обществе.

Ещё одной важной характеристикой эволюции является обеспечение дальнейшего развития. Все предпринимаемые шаги в данной сфере образования должны открывать перспективы для прикладных научных исследований с тем, чтобы обновленное теоретическое обоснование позволило на практике подняться на ступень выше предшествовавших концепций. Как мы предполагаем, в нынешней исторической действительности высшей ступенью развития школьного исторического образования является личностно ориентированная концепция.

Концептуальная модель школьного исторического образования современности имеет свои глубокие исторические корни, проследить и проанализировать которые нам представляется полезным для данного исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Классификация игр по цели и способу достижения результата
Игры на плоскостное моделирование (головоломки) «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», Игры со спичками (трансфигурация). Танграм - китайская головоломка. Представляет собой квадрат, разрезанный на 7 фигур. Задача - сложить из этих фигур более сложную фигуру (человека, животное, ...

Процесс обучения
Процесс обучения – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и студента, направленный на формирование у студентов знаний, умений и навыков, развитие мышления и способности к творчеству, воспитание личностных качеств. Следовательно, процесс обучения реализует три основные функции: 1) обра ...

Конспекты логико-математических игр для дошкольников
«Навестим кота Леопольда» Цель. Освоение умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Обогащение словаря детей за счет слов: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий и др. Развитие сообразительности, внимания, смекалки. Материал. Полоски бумаги разной ширины. Карточки с изображениями ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru