Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 1

Школьные исторические курсы являются важными составляющими компонентами духовной культуры общества. Главная цель освоения исторического опыта человечества - возделывание духа человека. Как говорили в эпоху Цицерона, - «cultura mentis», что возможно лишь при непосредственном знакомстве личности ученика с конкретными фактами, событиями, явлениями истории. Только в этом случае личность школьника может ощутить связь прошлого с настоящим, определить своё место в будущем. При этом школе и учителю истории важно чётко представлять концептуальные ориентиры, ибо они помогают и учителю (профессионально, качественно учить истории), и ученику (успешно усваивать исторические знания с пользой для себя и общества). Более того, школьное историческое образование представляет собой сложный многогранный процесс, который базируется на стыке культурной, социальной, политической и экономической жизни общества. Поэтому данное понятие и рассматривалось в качестве их отдельной составляющей. Но смысл этого понятия чаще всего сводился лишь к анализу того или иного периода развития и как правило переломного2, а потому школьная история как вполне самостоятельная отрасль знания оставалась за пределами изучения. В то же время историческое образование является непосредственным продуктом вышеуказанных сфер жизни общества. В связи с этим для концептуального осмысления данной отрасли знания встала необходимость определения самого предмета изучаемого нами явления. Именно на этом понятии, как видится автору, целесообразно выстроить основу и важнейшие звенья методологии нашего исследования.

В современной справочной и научной литературе исследователю не удалось найти определение того, что же всё-таки конкретно понимается под школьным историческим образованием. Поэтому автор была вынуждена обратиться к диссертациям по рассматриваемой проблеме. Анализ этих работ выявил следующую ситуацию: как правило, под предметом исследования школьного исторического образования понимается «развитие школьного исторического образования от . до .». Принимая во внимание тот факт, что предметом любого научного исследования являются те или иные закономерности, становится очевидным, что и предметом школьного исторического образования, исходя из целей настоящего исследования, следует считать закономерности развития вопросов генезиса, сущности, концептуально-теоретических основ, специфики форм и проявлений данной отрасли образования, естественно, с учетом влияния политической, экономической, культурной и социальной ситуации на различных этапах развития данного явления.

Определив предметом изучаемого явления закономерности вышеуказанных вопросов, автор пришел к выводу, что они выявляются и четко прослеживаются лишь при анализе всего периода существования отрасли. Для определения теоретико-методологических основ нашего исследования мы остановились на таком понятии, как эволюция. Обычно этот термин связывают с понятием развития, развертывания, с количественными и качественными изменениями, подготовившими коренные изменения.

Но для изучения эволюции школьного исторического образования этого оказалось недостаточно. Поэтому автор выдвинула гипотезу о движущих силах эволюции школьного исторического образования, которые заключаются в модернизационных изменениях в обществе. Но, осознавая тот факт, формулировка концепций исторического образования зависит не только от экономических преобразований. Более того, сама сущность любого образования предполагает воздействие на главный элемент - ребенка. Стремительные изменения, происходящие в обществе, столь значительны, что каждый период исторического развития увеличивает информационную нагрузку на молодое поколение, что приводит к переоценке ценностей, нарушая тем самым существовавшее ранее относительное равновесие. А потому, когда мы рассуждаем об эволюции школьного исторического образования, следует говорить о модернизационных и информационных изменениях в обществе.

Ещё одной важной характеристикой эволюции является обеспечение дальнейшего развития. Все предпринимаемые шаги в данной сфере образования должны открывать перспективы для прикладных научных исследований с тем, чтобы обновленное теоретическое обоснование позволило на практике подняться на ступень выше предшествовавших концепций. Как мы предполагаем, в нынешней исторической действительности высшей ступенью развития школьного исторического образования является личностно ориентированная концепция.

Концептуальная модель школьного исторического образования современности имеет свои глубокие исторические корни, проследить и проанализировать которые нам представляется полезным для данного исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Динамика развития нравственного опыта учащихся за 1 учебный год
Также мы провели диагностику сформированности нравственной воспитанности учеников 2 «В» класса. Диагностика включает в себя 3 пункта: Метод ранжирования (данные I и II замера). Диагностический метод «Работа над ошибками» (I и II замер). Метод диагностической ситуации «Эксперимент» Для сравнения сфо ...

Сетевой график
Сетевой график (Набор работ) Обозначение Название, содержание мероприятий Предшествующие Продолжительность (недель) А1 Определение основных направлений, на которых будет строится работа 5 А2 Определение целей и задач проекта А1 2 А3 Разработка программы для занятий А2 7 А4 Подготовка наглядных мате ...

Специфика возрастного периода и взаимодействие педагога со школьниками для эффективной организации труда
Детский практический педагог-психолог, работая в школе, имеет дело с детьми самого разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст учащихся не в статике, а в динамике - на его глазах дети переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более высок ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru