Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 2

Истоки русской национальной школы берут своё начало в Киевской Руси, однако свидетельств об историческом образовании в рамках раннефеодального государства нет. В школах «учити книгам», преимущественно чтению и письму. Содержание образования на Руси таким же оставалось вплоть до XVII в.

А вот на рубеже 1670-х - 1680-х г. в так называемом «Предисловии» появляются размышления об истории и задачах историка, о развитии «учения исторического» в Российском государстве. Его автор фактически сформулировал концепцию «учения исторического». Её составляющие: необходимо создать гражданскую историю на прагматической основе; история должна объективно излагать и оценивать события (историк должен хвалить и осуждать по заслугам; добродетели не должны умалчиваться, и «злодеяние да будет явлено», чтобы потомки могли получить надежду от добрых дел и страх от злодейств); достоверное историческое сочинение о происхождении московского, русского, славянского народов «и какия их начала» (единая историческая книга должна включить все события церковной и гражданской истории, военные и дипломатические). Такая книга принесёт всенародную пользу, ибо не только россияне получат истинные знания о своих предках и своей истории, но «и иным народам будет познание и ведомость». Очевидно, что основой концептуальной позиции автора было стремление использовать опыт истории в реальной жизни.

Большие усилия для открытия в России училищ «Свободных мудростей» (Российской Академии) прилагали просветители XVII в. Симеон Полоцкий (1629-1680) и публицист, мыслитель и общественный деятель Симеон Агафонникович (в монашестве Сильвестр) Медведев (1641-1698). Их концептуальное кредо: национальная наука станет источником силы и славы государства. Успехи в познаниях должны открывать молодым людям путь «в приличные чины их разуму». Исторические знания - основа социального разума. Однако со смертью царя Фёдора Алексеевича развернулась борьба за власть и угасли последние надежды на начало исторического образования, хотя в 1687 г. была основана в Москве Славяно-греко-латинская академия. Она, став первым высшим учебным заведением в России, всё-таки не давала исторического образования, о чём мечтали её инициаторы, в частности, Симеон Полоцкий.

XVIII век привнёс в российскую систему образования новый состав изучаемых предметов, среди которых своё место заняла история. Так, в крупнейшем общеобразовательном и культурном центре славянского мира -Киево-Могилянской академии, кроме ранее преподававшихся славянского, греческого, латинского языков, грамматики, риторики, политики, философии, арифметики, геометрии, астрономии, музыки, богословия, были введены немецкий, еврейский и французский языки, всеобщая и естественная истории, география, архитектура, экономия, медицина.

Эпоха от начала XVIII и фактически до конца XIX в. может быть названа эпохой реформации образования в России, стержнем которой стала историческая наука и история как предмет школьного образования. Эпоха открылась просветительными реформами Петра I. Стремление создать сильное светское государство не могло быть реализовано людьми, мыслящими религиозно-догматическими категориями, поэтому при Петре I возник новый идеал человека светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего в то же время национальные традиции, готового на подвиг ради Отечества. Этот воспитательный идеал возможно было реализовать лишь на глубокой исторической основе, поэтому одно из главных мест царь-реформатор отводил истории. Здесь - и зарождение рационализма в русской историографии, и рождение самой этой науки, и появление множества исторических сочинений, как отечественных, так и переводных, и деятельность Ф. Прокоповича с его публичными лекциями («словами») на исторические темы, и его исторические труды, посвященные Петру I и его деяниям, а также формирование самой исторической науки. В программы «книжного научения» вводился уже такой предмет, как общая история; учебный план Ф. Прокоповича в Московской духовной академии; в его же школе, открытой в 1721 году и др. В то же время, наряду с профессионализацией образования Пётр I вводил в светскую школу принцип энциклопедичности, многопредметности, где обязательно присутствовал предмет - «история». Первая четверть XVIII в отмечена самым настоящим расцветом исторических знаний. Сам царь предстаёт как историк своего царствования, что особенно проявилось в создании «Гистории свейской войны». Н.Г. Устрялов отметил, что в Петре «пробудилась историческая идея во всей её полноте, незнакомой его веку»; ему была свойственна беспристрастность и правдивость, привлечение большого числа источников и критическое к ним отношение, описание не только военных, но и внутренних дел, не только побед, но и поражений, простота изложения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Уроки предметно-практического обучения в школе глухих детей
Предметно-практическое обучение (далее - ППО) - это специальный учебный предмет, введенный в курс подготовительного и 1-4 классов для решения развивающих, воспитательных, обучающих и коррекционных задач в коррекционных школах 1-го и 2-го вида. ППО предполагает целенаправленное общее и речевое разви ...

Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста
Цель: разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения. Задачи и направления: 1) провести первичную диагностику уровня одаренности у детей младшего школьного возраста; 2) разработать комп ...

Значение контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника
Модернизация общего образования требует переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru