Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 3

История как наука привлекала Петра I возможностью извлекать уроки из прошлого для настоящего, для «общего блага» и «государственной пользы». По сути дела это - стержень концептуальной позиции самого царя-реформатора. Однако его историческая концепция оказала большее влияние на формирование академической исторической науки, чем на развитие светской школы. В ней он ценил и внедрял в практику преподавания те предметы, которые приносили непосредственную, «сиюминутную» практическую пользу и прибыль государству.

Самым замечательным детищем Петра І в области науки и просвещения, появившемся уж после его смерти, но по его проекту, явилась С-Петербургская академия наук (1725) с подчинёнными ей академическими университетами и гимназией (1826). Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодёжи к поступлению в университет, к карьере учёного.

Ярким представителем светского направления в русской педагогической и исторической мысли XVIII в был В.Н. Татищев (1686 - 1750), который историю относил к наукам полезным (из пятимерной его классификации: 1. науки нужные (домоводство, врачевание, закон Божий, логика и др.); 2. - полезные (письмо, история, химия и др.); 3. - «щёгольские» (поэзия, живопись, музыка, танцы и т.п.); 4. - любопытные (астрология, хиромантия, алхимия и др.); 5. -вредные (гадания и волшебства разного рода). Кроме того, В.Н. Татищев считал, что общее образование, основанное на нужных и полезных науках, должно предшествовать профессиональному.

Заложенная Петром I концепция исторического знания получила своё дальнейшее развитие в трудах М.В. Ломоносова (1711-1765), И.И. Бецкого (1704-1795), Н.И. Новикова (1744-1818), которые выделяли исторические знания для «общеполезного распространения и всеобщего благополучия», т.е. нравственного воспитания юношества, что явилось новой концептуальной составляющей преподавания и изучения истории в школах России. Сеть учебных заведений во второй половине XVIII века была уже довольно обширной и многообразной по своему составу.

Концептуальной основой педагогических взглядов Екатерины II стал перевод книги австрийского педагога Иоганна Фельбигера «О должностях человека и гражданина .» (1783), основным тезисом которой был тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому воспитание и образование юношества должно быть подчинено духу повиновения монарху и законам, даже когда человек сомневался в их справедливости.

В XVIII в. педагогической мыслью Ф.И. Янковича де Мириево (1741-1814), серба по национальности, австрийского педагога на русской службе, была разработана и вошла в концепцию школьного исторического образования ещё одна важная составляющая - выделение русской истории из всеобщей как отдельного предмета и её периодизация.

К началу XIX в. оформились общественно-политические взгляды Н.М. Карамзина (1766-1826), в которых своё место заняла концепция исторического знания. Суть её состоит в признании поучительного, нравственно-назидательного назначения истории, просвещения и воспитания историей дворянских детей, в необходимости пробуждения в них духа патриотизма, дворянской гордости и чести, национального чувства. Этому посвящены многочисленные статьи в издаваемом им «Вестнике Европы», специальных работах - «Странность», «О публичном преподавании наук в Московском университете» и др. Для просвещённого человека своего времени он считал необходимым знание естественной истории и истории народов. Особенное внимание он уделял вопросу вовлечения в среду просвещения дворянства, надеясь сосредоточить дело образования народа в его руках, что должно способствовать воспитанию в народных массах повиновения царю и помещикам - крепостникам. Н.М. Карамзин исходил из идеи сохранения в неприкосновенности самодержавно-крепостнического строя.

В противоположность Н.М. Карамзину, концепция школьного исторического образования получила иные ориентиры в исторических взглядах декабристов. В соответствии со своими политическими убеждениями и намерениями, они искали в истории примеры «вольности». «Преклонение перед вечевым Новгородом стало почти общим культом тайного общества», - писал Л.В. Черепнин1. Историческое образование они распространяли на все народы России без разделения их по этническим, религиозным и иным позициям. В просвещении всего народа они видели залог всеобщего благоденствия.

К чести декабристов и всех передовых дворянских мыслителей следует сказать, что, кроме теоретических взглядов на предмет исторического образования, они стремились применить свои разработки на практике. Так, в 1805 г. в подмосковном имении князя В.В. Измайлова была открыта школа для крестьянских идей, где сам князь пытался реализовать идеи Ж.-Ж. Руссо. Были известны школы в усадьбах будущих декабристов - С.Г. Волконского, М.С. Лунина, И.Д. Якушкина и др., - в которых одним из главных предметов была отечественная и всемирная истории. В открытом в 1811 г. специальном учебно-воспитательном учреждении для детей высшего дворянства - Царскосельском императорском лицее - история российская и всеобщая тоже входят в содержание образования. За 32 года существования Лицея его окончили 286 человек, большинство которых стали гражданскими и военными чиновниками, патриотами Отечества. Из стен Лицея вышли слава и гордость России: А.С. Пушкин, А.М. Горчаков, А.А. Дельвиг, многие декабристы, для которых историческое образование составило базу их гражданственности, высоких нравственных принципов и патриотизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Технология работы с текстом как основой для обучения порождению устного речевого высказывания
Известно, что после окончания основной школы наиболее развитым видом речевой деятельности является чтение. Учащиеся владеют умениями чтения на таком уровне, что оно может стать основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения. В условиях классно-урочной систе ...

Компьютерное моделирование как средство художественного проектирования изделий
Выполняя построение графических форм, появляется возможность оценить всю простоту манипулирования фрагментами изображения с помощью компьютера. Более серьезные возможности для творчества, поиска композиционных решений и моделирования предоставляют профессиональные графические системы CorelDRAW и Au ...

Особенности лекции на разных этапах изучения материала
В данной главе речь пойдет о разнообразии видов лекций в зависимости от этапа изучения материала. Существует огромное количество классификаций школьных лекций: классификация по форме содержащегося в лекции материала, по форме проведения, по этапам изучения материала и пр. Для нашей работы первостеп ...

Главное меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru