Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 3

История как наука привлекала Петра I возможностью извлекать уроки из прошлого для настоящего, для «общего блага» и «государственной пользы». По сути дела это - стержень концептуальной позиции самого царя-реформатора. Однако его историческая концепция оказала большее влияние на формирование академической исторической науки, чем на развитие светской школы. В ней он ценил и внедрял в практику преподавания те предметы, которые приносили непосредственную, «сиюминутную» практическую пользу и прибыль государству.

Самым замечательным детищем Петра І в области науки и просвещения, появившемся уж после его смерти, но по его проекту, явилась С-Петербургская академия наук (1725) с подчинёнными ей академическими университетами и гимназией (1826). Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодёжи к поступлению в университет, к карьере учёного.

Ярким представителем светского направления в русской педагогической и исторической мысли XVIII в был В.Н. Татищев (1686 - 1750), который историю относил к наукам полезным (из пятимерной его классификации: 1. науки нужные (домоводство, врачевание, закон Божий, логика и др.); 2. - полезные (письмо, история, химия и др.); 3. - «щёгольские» (поэзия, живопись, музыка, танцы и т.п.); 4. - любопытные (астрология, хиромантия, алхимия и др.); 5. -вредные (гадания и волшебства разного рода). Кроме того, В.Н. Татищев считал, что общее образование, основанное на нужных и полезных науках, должно предшествовать профессиональному.

Заложенная Петром I концепция исторического знания получила своё дальнейшее развитие в трудах М.В. Ломоносова (1711-1765), И.И. Бецкого (1704-1795), Н.И. Новикова (1744-1818), которые выделяли исторические знания для «общеполезного распространения и всеобщего благополучия», т.е. нравственного воспитания юношества, что явилось новой концептуальной составляющей преподавания и изучения истории в школах России. Сеть учебных заведений во второй половине XVIII века была уже довольно обширной и многообразной по своему составу.

Концептуальной основой педагогических взглядов Екатерины II стал перевод книги австрийского педагога Иоганна Фельбигера «О должностях человека и гражданина .» (1783), основным тезисом которой был тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому воспитание и образование юношества должно быть подчинено духу повиновения монарху и законам, даже когда человек сомневался в их справедливости.

В XVIII в. педагогической мыслью Ф.И. Янковича де Мириево (1741-1814), серба по национальности, австрийского педагога на русской службе, была разработана и вошла в концепцию школьного исторического образования ещё одна важная составляющая - выделение русской истории из всеобщей как отдельного предмета и её периодизация.

К началу XIX в. оформились общественно-политические взгляды Н.М. Карамзина (1766-1826), в которых своё место заняла концепция исторического знания. Суть её состоит в признании поучительного, нравственно-назидательного назначения истории, просвещения и воспитания историей дворянских детей, в необходимости пробуждения в них духа патриотизма, дворянской гордости и чести, национального чувства. Этому посвящены многочисленные статьи в издаваемом им «Вестнике Европы», специальных работах - «Странность», «О публичном преподавании наук в Московском университете» и др. Для просвещённого человека своего времени он считал необходимым знание естественной истории и истории народов. Особенное внимание он уделял вопросу вовлечения в среду просвещения дворянства, надеясь сосредоточить дело образования народа в его руках, что должно способствовать воспитанию в народных массах повиновения царю и помещикам - крепостникам. Н.М. Карамзин исходил из идеи сохранения в неприкосновенности самодержавно-крепостнического строя.

В противоположность Н.М. Карамзину, концепция школьного исторического образования получила иные ориентиры в исторических взглядах декабристов. В соответствии со своими политическими убеждениями и намерениями, они искали в истории примеры «вольности». «Преклонение перед вечевым Новгородом стало почти общим культом тайного общества», - писал Л.В. Черепнин1. Историческое образование они распространяли на все народы России без разделения их по этническим, религиозным и иным позициям. В просвещении всего народа они видели залог всеобщего благоденствия.

К чести декабристов и всех передовых дворянских мыслителей следует сказать, что, кроме теоретических взглядов на предмет исторического образования, они стремились применить свои разработки на практике. Так, в 1805 г. в подмосковном имении князя В.В. Измайлова была открыта школа для крестьянских идей, где сам князь пытался реализовать идеи Ж.-Ж. Руссо. Были известны школы в усадьбах будущих декабристов - С.Г. Волконского, М.С. Лунина, И.Д. Якушкина и др., - в которых одним из главных предметов была отечественная и всемирная истории. В открытом в 1811 г. специальном учебно-воспитательном учреждении для детей высшего дворянства - Царскосельском императорском лицее - история российская и всеобщая тоже входят в содержание образования. За 32 года существования Лицея его окончили 286 человек, большинство которых стали гражданскими и военными чиновниками, патриотами Отечества. Из стен Лицея вышли слава и гордость России: А.С. Пушкин, А.М. Горчаков, А.А. Дельвиг, многие декабристы, для которых историческое образование составило базу их гражданственности, высоких нравственных принципов и патриотизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Русский язык, как учебный предмет
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: "Обучение грамоте&qu ...

Методика обучения чтению по системе В.Г. Горецкого, А.Ф. Шанько
Система обучения детей грамоте, разработанная авторами, рассчитана на три с половиной месяца учебных занятий. Система включает в себя иную последовательность изучения звуков и букв. Расположение звуков (букв) в букваре основывается на принципе частотности их употребления в русском языке: сначала ис ...

Цель и задачи экологического образования дошкольников
Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, до ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru