Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Однако передовым идеям царская власть противопоставила охранительную концепцию, в наиболее законченном виде выраженную в докладе министра народного просвещения С.С. Уварова. Суть её: «Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности . Без любви к вере предков, народ как и частный человек, должны погибнуть . Самодержавие представляет главное условие политического существования России в её настоящем виде».
Формула С.С. Уварова - «православие, самодержавие и народность» -легла в основу народного образования и воспитания как охранительный принцип. Этот принцип, устраивая реакционную часть российского общества, вызвал неприятие со стороны прогрессивной его части.
Вслед за декабристской историко-образовательной концепцией в 1840-х -1860-х гг. была сформулирована концепция революционных демократов. Её составляющие: воспитательная идея истории (революционное воспитание молодого поколения); место правды в истории; соотношение, взаимодействие, взаимовлияние идеологии и истории. Они бьши убеждены, что следование этим концептуальным положениям позволит воспитать и образовать новые поколения людей, способных к справедливому устройству жизни.
Концепции революционных демократов оказались близкими историко-педагогические взгляды передовых педагогов, К.Д. Ушинский (1824-1871 гг.), историков XIX в. С.М. Соловьёва (1820-1879). Они исходили из идеи демократической и гуманистической концепции воспитания и образования в рамках подлинно народной школы, где переплетается в обучении и воспитании общечеловеческое и народное начало.
На рубеже XIX-XX вв. К.Н. Вентцелем и С.Т. Шацким была разработана и сформулирована концепция свободного воспитания ребенка, имевшая фундаментальное значение в историческом образовании. Основные принципы данной концепции:
а) свобода, понимавшаяся как запрет на целенаправленные воздействия с целью формирования личности по заданному образцу; отсюда - создание условий для естественного развития природных сил и дарований ребенка;
б) отличная от государственной школы организация всего учебно-воспитательного процесса, отказ от внутренних факторов давления на ребенка: обучение без отметок, экзаменов, создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребенка и его возможности, опора на естественные мотивы обучения, отсутствие у детей страха перед физическими наказаниями или моральным унижением, предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности, учителя, метода учения и т. д.;
в) освобождение школы от контроля государства; независимость от классовых, политических, церковных интересов;
г) принцип учета социальной среды.
По сути дела к началу XX века предшествующая передовая теоретико-концептуальная мысль в области исторического образования вполне оформилась. Однако в дореволюционной школе она не получила практического применения и развития.
Советская система исторических взглядов в основе своей опиралась на эти передовые идеи. Однако и она внесла свои коррективы в концептуальный аспект исторического образования. Он был подчинён главной идее построения социализма и коммунизма, воспитания и образования совершенно нового человека - строителя нового общества. В стратегическом курсе Советского государства, определенном после Октября 1917 г. и выработанном РСДРП(б) - РКП(б), школа рассматривалась как важное средство пропаганды и распространения коммунистической идеологии. Для успешного осуществления этого курса Совнарком издал комплекс законодательных актов и руководящих документов, в которых были обозначены новые цели, задачи и программа школьного образования («Обращение народного комиссара по просвещению» - 1917 г.; «Основные принципы Единой трудовой школы» - 1918 г.; «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» - 1918 г. и др.): дети - будущее Отечества, и от того, какие идеалы и ценности будут ими усвоены, зависит судьба революции; гуманное отношение к ребенку; создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития детей; школа должна исходить из интересов, потребностей и социальных инстинктов школьника, организуя и направляя их в общественное русло и тем способствуя воспитанию человека нового типа, человека - гуманиста, человека с коммунистическим мировоззрением. Вся советская школьная система исторического образования, пройдя ряд этапов в своём развитии, создала концептуальную модель, полностью отвечающую идеологии коммунизма. Но до логического завершения идей, заложенных в систему образования и воспитания советское общество и государство дойти не смогло, само сметённое с исторической арены событиями 1991 г.
Прочее о педагогике:
Возможности ИКТ в предшкольном образовании
Во второй части курсовой не стоит задача теоретического рассмотрения ИКТ, коснемся лишь некоторых аспектов. Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности ...
Работа после экскурсии
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных помести ...
Психологические
особенности применения технических средств обучения
В основе использования технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в ...