Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 5

В результате жизнь поставила острый вопрос о выработке новых концептуальных позиций в системе школьного образования вообще и исторического в частности. Одним из факторов, влияющих на изменение традиционных целей информационно - накопительной модели образования, является «скорость перемен, происходящих в обществе». Современный быстро меняющийся мир отражает изменения, происходящие во всех сферах жизни, в том числе и в базовых ценностях. При этом прогнозирование изменений, которые могут произойти в течение жизни одного поколения, оказывается невозможным. В этой ситуации школа должна готовить детей к жизни, о которой сама школа не имеет пока ещё ясного представления. И, тем не менее, ответственность системы образования за развитие других социальных систем и общества в целом объективно возрастает. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала школьников, способности их самостоятельно определять цели деятельности и находить способы их реализации. Развитие такой способности обеспечивает возможность адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности. Таким образом, одна из целей современного школьного образования - развитие способности ученика к самостоятельному и ответственному выбору, возможности которого существенно расширяются по мере демократизации общества. Речь идет здесь о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности определить свой образовательный и жизненный путь, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности.

Что же касается школьных исторических курсов, то их цель — познакомить учащихся с социальным опытом, знание которого создаёт условия для развития способности ребенка (подростка, юноши) решать проблемы различной степени сложности; помочь школьникам достичь такого уровня образованности, который сможет обеспечить им продолжение образования и дальнейшего развития личности на базе овладения национальными и мировыми культурно-историческими традициями.

Ныне, в начале третьего тысячелетия, в новых социально-экономических, политических, идеологических и культурных условиях историческая парадигма остаётся чётко обозначенной: школа должна формировать устойчивое историческое сознание у граждан России. Её концептуальными составляющими остаются во многом положения, выработанные ранее передовой историко-научной мыслью:

- воспитательная идея истории;

- место правды в истории и её объективное преподавание;

- изучение менталитета народов многонационального и поликонфессионального Российского государства и его влияние на исторический процесс;

- изучение особенностей российской цивилизации и её место в мировом цивилизационном процессе;

- изучение проблем периодизации мировой и отечественной истории и факторов, влияющих на её изменение;

- определение и сущность понятий «история», «история Отечества», «Россия», «Родина», «Отечество», «народ» в изучении исторических курсов;

- знание регламентирующих документов в обучении истории: «Закона Российской Федерации «Об образовании», «Государственного стандарта исторического образования», школьных учебных «Программ» по историческим курсам, учебников и учебных пособий по истории, методической литературы.

Перед современным школьным историческим образованием стоят существенные вопросы: какие ориентиры и ценности смогут стать основанием для адекватных времени педагогических технологий, способов обучения, обеспечивая эффективную социализацию подрастающих поколений в нашем динамично развивающемся мире.

Очевидно, что сегодня настоятельно необходимо не только воспроизводить стандартные образцы, но и осознано формировать предпосылки конструктивного и продуктивного изменения традиционных норм, одновременно создавая возможности для творческого развития школьников и обеспечивая тем самым воплощение инноваций. Необходимо учитывать также фактор серьезных изменений в классических представлениях о мире. В.Ю. Кузнецов утверждает, и с этим нельзя не согласиться: «Взамен жестких, монолитных, незыблемых, внеличностных, однозначно детерминированных знаний классики о реальности, которая также понимается как абсолютная, строго упорядоченная и неизменная, приходят динамичные, относительные, несоизмеримые и взаимодополнительные, нелинейные представления неклассики о соответствующей действительности, характеризующейся вариативностью, полифундаментальностью, когерентностью, синергетичностью, фрактальностью, голографичностью»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Методы активного обучения в урочное и внеурочное время
В целом в деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий – подготовительный (определяются ...

Значение учебной деятельности для дошкольников
Для учебной деятельности характерным является усвоение ребенком знаний и умений. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Можно привести многочисленные примеры из практики показ ...

Активность воспитываемого как фактор формирования личности
Известно, что становление человека как личности невозможно без самоактивности, т.е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества. Неверно было бы поэтому рассматривать личность лишь как объект воспитания, в не меньшей мере она является и су ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru