Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 5

В результате жизнь поставила острый вопрос о выработке новых концептуальных позиций в системе школьного образования вообще и исторического в частности. Одним из факторов, влияющих на изменение традиционных целей информационно - накопительной модели образования, является «скорость перемен, происходящих в обществе». Современный быстро меняющийся мир отражает изменения, происходящие во всех сферах жизни, в том числе и в базовых ценностях. При этом прогнозирование изменений, которые могут произойти в течение жизни одного поколения, оказывается невозможным. В этой ситуации школа должна готовить детей к жизни, о которой сама школа не имеет пока ещё ясного представления. И, тем не менее, ответственность системы образования за развитие других социальных систем и общества в целом объективно возрастает. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала школьников, способности их самостоятельно определять цели деятельности и находить способы их реализации. Развитие такой способности обеспечивает возможность адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности. Таким образом, одна из целей современного школьного образования - развитие способности ученика к самостоятельному и ответственному выбору, возможности которого существенно расширяются по мере демократизации общества. Речь идет здесь о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности определить свой образовательный и жизненный путь, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности.

Что же касается школьных исторических курсов, то их цель — познакомить учащихся с социальным опытом, знание которого создаёт условия для развития способности ребенка (подростка, юноши) решать проблемы различной степени сложности; помочь школьникам достичь такого уровня образованности, который сможет обеспечить им продолжение образования и дальнейшего развития личности на базе овладения национальными и мировыми культурно-историческими традициями.

Ныне, в начале третьего тысячелетия, в новых социально-экономических, политических, идеологических и культурных условиях историческая парадигма остаётся чётко обозначенной: школа должна формировать устойчивое историческое сознание у граждан России. Её концептуальными составляющими остаются во многом положения, выработанные ранее передовой историко-научной мыслью:

- воспитательная идея истории;

- место правды в истории и её объективное преподавание;

- изучение менталитета народов многонационального и поликонфессионального Российского государства и его влияние на исторический процесс;

- изучение особенностей российской цивилизации и её место в мировом цивилизационном процессе;

- изучение проблем периодизации мировой и отечественной истории и факторов, влияющих на её изменение;

- определение и сущность понятий «история», «история Отечества», «Россия», «Родина», «Отечество», «народ» в изучении исторических курсов;

- знание регламентирующих документов в обучении истории: «Закона Российской Федерации «Об образовании», «Государственного стандарта исторического образования», школьных учебных «Программ» по историческим курсам, учебников и учебных пособий по истории, методической литературы.

Перед современным школьным историческим образованием стоят существенные вопросы: какие ориентиры и ценности смогут стать основанием для адекватных времени педагогических технологий, способов обучения, обеспечивая эффективную социализацию подрастающих поколений в нашем динамично развивающемся мире.

Очевидно, что сегодня настоятельно необходимо не только воспроизводить стандартные образцы, но и осознано формировать предпосылки конструктивного и продуктивного изменения традиционных норм, одновременно создавая возможности для творческого развития школьников и обеспечивая тем самым воплощение инноваций. Необходимо учитывать также фактор серьезных изменений в классических представлениях о мире. В.Ю. Кузнецов утверждает, и с этим нельзя не согласиться: «Взамен жестких, монолитных, незыблемых, внеличностных, однозначно детерминированных знаний классики о реальности, которая также понимается как абсолютная, строго упорядоченная и неизменная, приходят динамичные, относительные, несоизмеримые и взаимодополнительные, нелинейные представления неклассики о соответствующей действительности, характеризующейся вариативностью, полифундаментальностью, когерентностью, синергетичностью, фрактальностью, голографичностью»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Особенности усвоения грамматики и правописания умственно-отсталыми учащимися
Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил представляет значительное препятствие в усвоении этого материала учащимися не только коррекционной, но и массовой школы. Для того чтобы ребенок овладел знаниями, умениями и навыками по грамматике и орфографии, необходимо, чтобы у него к ...

Готовность младших школьников к обучению с помощью методов активного обучения
Учитывая безусловные достоинства методов активного обучения и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации мет ...

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей
Истоки проблемы воспитания нравственной культуры личности имеют свое начало в концепциях представителей философии эпохи античности (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Сенека, Сократ и др.). В философии и культурологии проблема нравственности трактуется как одна из универсальных форм общественного и ли ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru