Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 6

Радикальная смена представлений о мире требует и соответствующего пересмотра взглядов на человека, на его развитие и образование.

Нет смысла навязывать ребенку какие бы то ни было знания. Потребностью современного образования является формирование внутренней потребности в знаниях или умениях и создание внешних возможностей для того, чтобы эти знания и умения найти и освоить для решения собственных задач и проблем личности. Следовательно, принципиальным отличием современного исторического образования является ориентация ученика на позитивный опыт самостоятельной работы. В связи с этим образование приобретает личностную направленность, усиливается его субъективный компонент. Отсюда - современное образование интегративно, универсально, целостно. Ценностью современного исторического образования является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска.

Условием эффективности современного образования является непременное соотношение его с ведущими ценностями: гуманистичностью, целесообразностью, терпимостью, экологичностью.

Историческое образование должно вести ученика в универсальное пространство культуры и идеологии.

В целом, сущностью концептуальной позиции в историческом образовании современности является сохранение прежнего положительного опыта, накопленного поколениями предшественников, и развитие его; поиски новых прогрессивных путей, форм, методик для формирования устойчивого исторического сознания граждан России.

русский школьный исторический образование

Вопрос о методологии школьного исторического образования ввиду своей глубины и многогранности, требует специального рассмотрения. Обилие концептуальных подходов в современной науке обусловлено сложностью изучаемого феномена, а выбор парадигмы - спецификой познавательной ситуации и связанной с ней исследовательской задачи.

В этой связи, для достижения обозначенной цели исследования, автор соединила в методологическом аппарате черты формационного и цивилизационного анализа. Так, Цивилизационный подход позволил установить влияние духовных ценностей российского общества на его отношение к историческому образованию, в разные исторические эпохи, что в свою очередь являлось одной из закономерностей в поиске новых концепций и подходов к данной отрасли образования. Данный подход позволил нам школьное историческое образование рассмотреть как явление истории и культуры в системе «культура - общество», ибо исторические знания оказывают влияние на развитие человека, на все проявления его жизни, на его культуру и культуру всего народа. Они образуют наиболее крупный пласт научных знаний современной цивилизации. При таком подходе познание истории в целом выступает в качестве научной категории, относящейся в равной мере к истории, культурологии, педагогике, социологии, философии, психологии и др. Она сынтегрировала в себе комплекс методологических подходов и принципов различных областей научного знания. Среди них своё особое место занимает культурология как «универсальное знание о культуре в целом». Её широкая предметная область включает в себя, как утверждает А.С. Ахиезер, все мыслимые тексты- феномены культуры и все культурные артефакты - реальные и потенциальные тексты1. Столь же широка её методология: социально-политические, художественно-эстетические, научно-познавательные смыслы лежат в поле зрения интересов культурологии. Более того, нет таких предметов и областей знания, которые, будучи сами феноменами культуры, не входили бы в сферу культурологии.

Однако, некоторые позиции формационного подхода позволили выявить общие закономерности в эволюции истории как школьного предмета. Так, результаты полученные в ходе исследования позволяют предположить, что за время своего существования данная отрасль образования проходит в своем развитии несколько этапов в основе которой одной из движущих сил являются модернизационные изменения, а границами сменой исторических концепций в содержании являются как правило крупные масштабные исторические события. В основе смены концепций лежат противоречия между процессами модернизации и общественными интересами разных слоев общества. Решение поставленных задач потребовало и использования общенаучных принципов:

- Принцип научной объективности. Он потребовал рассмотрения событий и явлений в развитии школьного исторического образования с позиций исторической правды, изучения как позитивного, так и негативного опыта. Этот принцип позволил выявить условия исторической жизни в Российской империи времен господства самодержавия и этой политики в области исторического образования; далее - в советскую эпоху и в условиях современности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Представление - как психический процесс
В основе представления лежит восприятие объектов , имевшее место в прошлом. В – первых это представления памяти, т.е. те которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого – либо предмета или явления. Во - вторых, это представления воображения. Представления возникают в ...

История развития утопии
Утопия (от греч. U – «нет», topos- «место», т. е. «место, которого нет»; по другой версии от ей – благо и topos – место, т.е. благословенная страна) в литературе – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, дающий развёрнутое описание общественной, государственной и частной жизни ...

Характеристика основных понятий современного физического воспитания дошкольников
Прежде чем приступить к выполнению поставленных целей следует рассмотреть некоторые определения. Например, такие как что такое методика? Что такое физическое воспитание и другие определения, которые понадобятся при выполнении данной работы. Физическим образованием называются процесс и результат овл ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru