Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Теоретико-методологические проблемы школьного исторического образования

Страница 6

Радикальная смена представлений о мире требует и соответствующего пересмотра взглядов на человека, на его развитие и образование.

Нет смысла навязывать ребенку какие бы то ни было знания. Потребностью современного образования является формирование внутренней потребности в знаниях или умениях и создание внешних возможностей для того, чтобы эти знания и умения найти и освоить для решения собственных задач и проблем личности. Следовательно, принципиальным отличием современного исторического образования является ориентация ученика на позитивный опыт самостоятельной работы. В связи с этим образование приобретает личностную направленность, усиливается его субъективный компонент. Отсюда - современное образование интегративно, универсально, целостно. Ценностью современного исторического образования является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска.

Условием эффективности современного образования является непременное соотношение его с ведущими ценностями: гуманистичностью, целесообразностью, терпимостью, экологичностью.

Историческое образование должно вести ученика в универсальное пространство культуры и идеологии.

В целом, сущностью концептуальной позиции в историческом образовании современности является сохранение прежнего положительного опыта, накопленного поколениями предшественников, и развитие его; поиски новых прогрессивных путей, форм, методик для формирования устойчивого исторического сознания граждан России.

русский школьный исторический образование

Вопрос о методологии школьного исторического образования ввиду своей глубины и многогранности, требует специального рассмотрения. Обилие концептуальных подходов в современной науке обусловлено сложностью изучаемого феномена, а выбор парадигмы - спецификой познавательной ситуации и связанной с ней исследовательской задачи.

В этой связи, для достижения обозначенной цели исследования, автор соединила в методологическом аппарате черты формационного и цивилизационного анализа. Так, Цивилизационный подход позволил установить влияние духовных ценностей российского общества на его отношение к историческому образованию, в разные исторические эпохи, что в свою очередь являлось одной из закономерностей в поиске новых концепций и подходов к данной отрасли образования. Данный подход позволил нам школьное историческое образование рассмотреть как явление истории и культуры в системе «культура - общество», ибо исторические знания оказывают влияние на развитие человека, на все проявления его жизни, на его культуру и культуру всего народа. Они образуют наиболее крупный пласт научных знаний современной цивилизации. При таком подходе познание истории в целом выступает в качестве научной категории, относящейся в равной мере к истории, культурологии, педагогике, социологии, философии, психологии и др. Она сынтегрировала в себе комплекс методологических подходов и принципов различных областей научного знания. Среди них своё особое место занимает культурология как «универсальное знание о культуре в целом». Её широкая предметная область включает в себя, как утверждает А.С. Ахиезер, все мыслимые тексты- феномены культуры и все культурные артефакты - реальные и потенциальные тексты1. Столь же широка её методология: социально-политические, художественно-эстетические, научно-познавательные смыслы лежат в поле зрения интересов культурологии. Более того, нет таких предметов и областей знания, которые, будучи сами феноменами культуры, не входили бы в сферу культурологии.

Однако, некоторые позиции формационного подхода позволили выявить общие закономерности в эволюции истории как школьного предмета. Так, результаты полученные в ходе исследования позволяют предположить, что за время своего существования данная отрасль образования проходит в своем развитии несколько этапов в основе которой одной из движущих сил являются модернизационные изменения, а границами сменой исторических концепций в содержании являются как правило крупные масштабные исторические события. В основе смены концепций лежат противоречия между процессами модернизации и общественными интересами разных слоев общества. Решение поставленных задач потребовало и использования общенаучных принципов:

- Принцип научной объективности. Он потребовал рассмотрения событий и явлений в развитии школьного исторического образования с позиций исторической правды, изучения как позитивного, так и негативного опыта. Этот принцип позволил выявить условия исторической жизни в Российской империи времен господства самодержавия и этой политики в области исторического образования; далее - в советскую эпоху и в условиях современности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Линии эстетического воспитания
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, ...

Организация условий исследования
Организация условий исследования предусматривает создание обстановки, соответствующей задачам исследования. Особенно важно создать совершенно одинаковые условия при повторных сравнительных экспериментах. Например, недопустимо проводить начальное испытание двигательных качеств на открытом воздухе, а ...

Особенности личности старшего дошкольника
Дошкольный возраст – самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста обладает разной с ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru