Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
При анализе и групповом обсуждении каждый участник уясняет свою собственную точку зрения, научается формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. При анализе ситуаций обращается внимание на то, тренируют ли они не только профессиональные навыки, но и черты личности, позиции и какие именно.
Если при анализе ситуаций отрабатывается процесс принятия педагогического решения, то в деловой игре формируются и умение принимать решение, и организация его исполнения, когда участники могут посмотреть на результаты своих действий. Если при анализе ситуаций идет спонтанное обсуждение, то в игре чаще всего присутствует сценарий. Участники игры принимают (как и в ролевом тренинге) разные роли с различием ролевых целей (в том числе с групповыми исполнениями ролей малыми группами). Но в деловой игре участники имеют и общую цель, совместно решают реальную задачу, для чего необходимы выработка цепочки альтернативных решений, сочетание индивидуального и группового оценивания деятельности участниками тренинга.
Участники деловой игры имеют несколько целей: игровую (цель данной роли), рабочую (как участника совместной деятельности) и профессиональную (овладеть в деловой игре профессиональными качествами и умениями). Умение не отождествлять эти различные интересы уже само по себе развивает участника.
Наблюдения и анализ проведенных занятий позволили выделить некоторые трудности, которые испытывали учителя на занятиях:
- трудности, связанные с преобладанием устойчивых стереотипных представлений и ограниченностью психологических и педагогических знаний о психолого-педагогической компетентности учителя;
- трудности с преодолением психологического барьера, вызванного сильной психологической защитой при восприятии новой теоретической информации о психолого-педагогической компетентности учителя;
- трудности, вызванные отсутствием доверия и искренности при заполнении некоторыми учителями тестовых карт и опросников, и ожидание ими административных последствий по результатам диагностики;
- трудности при отработке практических приемов психолого-педагогической компетентности, связанные со страхом учителей оказаться психолого-педагогически некомпетентными и их стремлением предстать в лучшем образе, а также нежеланием учителей признать отсутствие у себя необходимого навыка;
- трудности, возникающие в ролевых играх, связанные с неумением учителей отказаться от роли учителя и увидеть данную ситуацию глазами ученика, родителя, а также с нежеланием менять привычный для себя стереотип поведения из-за отсутствия гибкости мышления;
- трудности, возникающие при анализе педагогических ситуаций в связи с отсутствием у учителей желания анализировать и что-либо менять в своей педагогической деятельности, педагогическом общении и личности.
О результативности можно судить по субъективным высказываниям участников:
- я увидела себя со стороны и поняла, какие допускала ошибки;
- я перестала бояться быть естественной и обсуждать свои слабости перед учениками и учителями;
- я поверила, что могу успешно управлять учебно-воспитательным процессом;
- теперь мне легче взять ответственность на себя в своих неудачах;
- зная теорию, мне стало легче принимать решение;
- я перестала бояться заходить в класс и напряженно ждать от учеников "сюрприза";
- в случае конфликта я научилась не обижаться, а анализировать свои ошибки.
Эти высказывания участников свидетельствуют о повышении их психолого-педагогической компетентности и об их личностном росте.
В завершении представим методические рекомендации для руководителей школ:
1.Обеспечить углубленную и целенаправленную взаимосвязь педагогики и психологии в организации личностного и профессионального саморазвития педагогического коллектива школы;
2.Организовать постоянно действующий научно-практический семинар для учителей по психолого-педагогическим проблемам, в том числе, по проблеме психолого-педагогической компетентности учителя;
Прочее о педагогике:
Результат предшкольного образования
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию: социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др.; появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Параметры готовности к ...
Культура поведения в феодальном обществе
В феодальном обществе особое распространение получили религиозные этические учения, оправдывающие феодальный порядок. Дальнейшее развитие получила система учебно-воспитательных учреждений, дававших духовное воспитание детям духовенства, рыцарское – детям феодалов. Дети крепостных в школах не училис ...
Педагогика и воспитание: схема типологизации
педагогической деятельности
Суть образовательного процесса В. Мацеквич выражает в тезисе «Когда мы говорим о педагогике и об образовании, речь идет о деятельности, направленной на то, чтобы из некоторого материала, сделать членов общества, или субъектов деятельности… Мы переводим что-то из одного состояния в состояние совсем ...