Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Психофизиологические предпосылки речевого развития ребенка в норме и с общим недоразвитием речи III уровня » Методики для выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития

Методики для выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития

Страница 1

Результаты теоретического исследований свидетельствуют о наличии у детей с ОНР III уровня предпосылок к недостаточному формированию речи.

В настоящее время существуют различные методики для изучения психофизиологических предпосылок развития речи у детей старшего дошкольного возраста. З.А. Репина предлагает следующие методики:

Опознание фонем на материале слов:

1. Материалом исследования служат картинка и слова, близкие по звуковому составу, одинаковые по длине и ритмическому рисунку: рука - мука, стол - стул, торт - порт, ворот – город. Экспериментатор предлагает упражнение: "Я буду называть слова, а ты покажи картинку. К двум картинкам задаются три вопроса, чтобы избежать случайного выполнения. "Покажи, где стул? Где стол? Где стол?"

Материалом исследования служат картинка и слова с оппозиционными фонемами (слова-паронимы): бочка-почка, дочка-точка, удочка-уточка, крыша-крыса, Мишка-мышка, катушка-кадушка, трава-дрова, коса-коза, суп-зуб, шар-жар, Луша-лужа, рак-лак, Марина-малина.

Экспериментатор дает задание: "Я буду называть слова, а ты внимательно слушай и постарайся правильно показать картинку". Затем перед ребенком раскладываются пары картинки и задаются вопросы: "Покажи, где бочка? Где почка? Где дочка? Где точка?" и т. д.

Материалом исследования служат картинки и слова, включающие в свой состав звуки близкие во месту образования: м-н-г, п-м, 6-м, т-н, н-т-д-н (малина — Полина — Галина, медаль — педаль). Дается задание, аналогичное предыдущему.

4. Материалом исследования служат правильно произносимые слова и асемантические звукосочетания, отличающиеся лишь одним звуком. Заменяются парные фонематические звуки: м-н, 6-н, д-т, г-к, с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-ш, ч-ть, ш-щ, с-ц. Асемантичные звукосочетании и правильные слова чередуются в случайном порядке (ячик — ящик, четка — щетка, зивот — живот, жаяц — заяц, ландыс — ландыш, нолоток — молоток, можницы ножницы). Экспериментатор дает задание: "Я буду называть слова правильно и неправильно, когда я скажу слово неправильно, ты меня поправь. Скажи, а как сказать слово правильно?"

5. Предлагаются задания:

Вспомните слова о зиме со звуком [о];

На лесной опушке жил лесной зверек, в названии которого был звук [о]. Отгадай кто мог быть?

Найдите одинаковый звук в словах: жук, жаба, ежи, ужи, стрижи, нежинка, лыжи

Игра "Кто больше?" Назовите животных, в названии которых есть звук [ж].

Придумайте любые слова со звуком [ж].

Найдите звук, который преобразовал кота в крота.

Рассмотрите картинки. Найдите одинаковый звук: зонт, замок, забор, заяц, коза, глаза, роза, гнездо.

— Каждой вещи — свое место. Разложи по полкам вещи: на первую — в названиях которых есть звук [ш], на вторую — в названиях которых есть звук [c]; на первую — в названиях которых есть звук [ш], на вторую — в названиях которых есть звук [с] (п-6, т-д, к-г, в-ф, с-з и т. д.).

—Твердый - мягкий. Поднимите синюю карточку, если в названии предмета согласный твердый (д, т, б, п, г, к и т. д.), а зеленую — если мягкий (дерево, садовник, Денис, дом, дуб, дети, орден).

Опознание фонемы на материале текстов. Материалом исследования служат стихи, пословицы, поговорки, загадки, небольшие тексты.

Стихи. Экспериментатор инструктирует: "Я буду читать стихотворение. Вы внимательно слушайте и скажите, какой звук чаще всего встречается в нем".

Петушки, Петушки рапетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться!

В. Берестов

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу.жужжу,

Гляжу, лежу,

Всю жизнь жужжу: ж — ж — ж - ж

Г. Виеру

Резиновую Зину

Купили в магазине,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины —

Измазалась в грязи

А. Барто

Опознание фонем на материале слогов

1. Материалом исследования служат ряды слогов, состоящие из звуков оппозиционных и далеких по способу и месту образования. Чтобы исключить зрительное восприятие артикуляции. Губы закрываются экраном. Экспериментатор называет ряд слогов и дает задание: "Я буду называть слоги. А ты подними флажок, если услышишь в слоге звук с, з, ш, ж, ч, ц, щ, р, л, ж т. д.".

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Система образования в Великобритании
Обязательное образование в Великобритании распространяется на детей в возрасте от 5 до 16 лет. Однако малыши 3–4 лет имеют возможность посещать детский сад, а многие из тех, кто достиг 16-летия и окончил школу, продолжают обучение в колледжах и университетах – так что сложившаяся система выказывает ...

Самоопределение учащихся
В мире профессий тысяча. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, то есть получать заработную плату, но для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способность, укрепить характер, стать достойным человеком. Профессия необходима человеку та ...

Методические основыизучения понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»
В ходе исследовательской работы, в конце добукварного периода было проведено контрольное тестирование двух первых классов школы № 4. 1-А и 1-Б. В каждом классе обучается 30 учеников. Детям было предложено выполнить такие задания: 1. Проанализировать звуковой состав слов: мак, лес, лето, урок, кран, ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru