Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Психофизиологические предпосылки речевого развития ребенка в норме и с общим недоразвитием речи III уровня » Методики для выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития

Методики для выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития

Страница 1

Результаты теоретического исследований свидетельствуют о наличии у детей с ОНР III уровня предпосылок к недостаточному формированию речи.

В настоящее время существуют различные методики для изучения психофизиологических предпосылок развития речи у детей старшего дошкольного возраста. З.А. Репина предлагает следующие методики:

Опознание фонем на материале слов:

1. Материалом исследования служат картинка и слова, близкие по звуковому составу, одинаковые по длине и ритмическому рисунку: рука - мука, стол - стул, торт - порт, ворот – город. Экспериментатор предлагает упражнение: "Я буду называть слова, а ты покажи картинку. К двум картинкам задаются три вопроса, чтобы избежать случайного выполнения. "Покажи, где стул? Где стол? Где стол?"

Материалом исследования служат картинка и слова с оппозиционными фонемами (слова-паронимы): бочка-почка, дочка-точка, удочка-уточка, крыша-крыса, Мишка-мышка, катушка-кадушка, трава-дрова, коса-коза, суп-зуб, шар-жар, Луша-лужа, рак-лак, Марина-малина.

Экспериментатор дает задание: "Я буду называть слова, а ты внимательно слушай и постарайся правильно показать картинку". Затем перед ребенком раскладываются пары картинки и задаются вопросы: "Покажи, где бочка? Где почка? Где дочка? Где точка?" и т. д.

Материалом исследования служат картинки и слова, включающие в свой состав звуки близкие во месту образования: м-н-г, п-м, 6-м, т-н, н-т-д-н (малина — Полина — Галина, медаль — педаль). Дается задание, аналогичное предыдущему.

4. Материалом исследования служат правильно произносимые слова и асемантические звукосочетания, отличающиеся лишь одним звуком. Заменяются парные фонематические звуки: м-н, 6-н, д-т, г-к, с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-ш, ч-ть, ш-щ, с-ц. Асемантичные звукосочетании и правильные слова чередуются в случайном порядке (ячик — ящик, четка — щетка, зивот — живот, жаяц — заяц, ландыс — ландыш, нолоток — молоток, можницы ножницы). Экспериментатор дает задание: "Я буду называть слова правильно и неправильно, когда я скажу слово неправильно, ты меня поправь. Скажи, а как сказать слово правильно?"

5. Предлагаются задания:

Вспомните слова о зиме со звуком [о];

На лесной опушке жил лесной зверек, в названии которого был звук [о]. Отгадай кто мог быть?

Найдите одинаковый звук в словах: жук, жаба, ежи, ужи, стрижи, нежинка, лыжи

Игра "Кто больше?" Назовите животных, в названии которых есть звук [ж].

Придумайте любые слова со звуком [ж].

Найдите звук, который преобразовал кота в крота.

Рассмотрите картинки. Найдите одинаковый звук: зонт, замок, забор, заяц, коза, глаза, роза, гнездо.

— Каждой вещи — свое место. Разложи по полкам вещи: на первую — в названиях которых есть звук [ш], на вторую — в названиях которых есть звук [c]; на первую — в названиях которых есть звук [ш], на вторую — в названиях которых есть звук [с] (п-6, т-д, к-г, в-ф, с-з и т. д.).

—Твердый - мягкий. Поднимите синюю карточку, если в названии предмета согласный твердый (д, т, б, п, г, к и т. д.), а зеленую — если мягкий (дерево, садовник, Денис, дом, дуб, дети, орден).

Опознание фонемы на материале текстов. Материалом исследования служат стихи, пословицы, поговорки, загадки, небольшие тексты.

Стихи. Экспериментатор инструктирует: "Я буду читать стихотворение. Вы внимательно слушайте и скажите, какой звук чаще всего встречается в нем".

Петушки, Петушки рапетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться!

В. Берестов

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу.жужжу,

Гляжу, лежу,

Всю жизнь жужжу: ж — ж — ж - ж

Г. Виеру

Резиновую Зину

Купили в магазине,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины —

Измазалась в грязи

А. Барто

Опознание фонем на материале слогов

1. Материалом исследования служат ряды слогов, состоящие из звуков оппозиционных и далеких по способу и месту образования. Чтобы исключить зрительное восприятие артикуляции. Губы закрываются экраном. Экспериментатор называет ряд слогов и дает задание: "Я буду называть слоги. А ты подними флажок, если услышишь в слоге звук с, з, ш, ж, ч, ц, щ, р, л, ж т. д.".

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Значение готовности детей к обучению в школе
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Необходимо различать специальную и общую готов ...

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества – принять в качестве опоры тот духовный пласт, кот ...

Обследование психофизиологических предпосылок речевого развития
В ходе экспериментальной работы нами проводилось исследование психофизиологических предпосылок речевого развития, в частности исследование зрительного и слухового восприятия, а также обследование двигательной функции артикуляционного аппарата. В эксперименте участвовали 2 группы детей: 1) 10 детей ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru