Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Особенности личности старшего дошкольника

Особенности личности старшего дошкольника

Страница 2

В своем исследовании мы опирались на представление об образе себя, разработанном М.И. Лисиной и ее учениками. В этом представлении отношение ребенка к себе (общая самооценка) соответствует аффективной составляющей образа себя и проецируется в ядерную область его структуры. Основным его источником является общение с окружающими людьми. Когнитивная составляющая образа (знания и представление о себе – конкретная самооценка) проецируется преимущественно в периферическую область образа себя, а ее основным источником выступает индивидуальный опыт ребенка.

С этой точки зрения можно предположить, что в кризисном периоде, когда складывается личностное новообразование, происходит перестройка и взаимопроникновение периферических и ядерных структур образа себя: значимые знания и представления получают выраженную аффективную окраску и включаются в ядро образа; в свою очередь какие-то аспекты отношения к себе, содержащиеся в ядре, становятся незначимыми, теряют аффективную окраску и перемещаются на периферию образа себя. Полученные ранее данные о феноменологии кризиса 1 года и 3 лет позволяют предположить, что наиболее значимой для формирования общей самооценки ребенка на определенном возрастном этапе выступает соответствующая ему ведущая деятельность.

Вопрос о ведущей деятельности в дошкольном возрасте затронут в нашей гипотезе не случайно. В той модели развития личности, которая задана в наших подходах, необходимо знать не только какова относительная роль каждого вида опыта ребенка (его общения и деятельности) на разных возрастных этапах, но и точно представлять, с какого рода деятельности объективирует себя личность ребенка и какого рода общение выступает фактором ее становления.

Высказанная несколько десятилетий назад А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным точка зрения о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в последнее время все чаще подвергается сомнению. М.И. Лисина дополнила тезис о ведущей деятельности, введя в качестве еще одного основания для периодизации психического развития общение ребенка с взрослым в его различных формах. Расшатыванию представлений об игровой деятельности как единственной ведущей в дошкольном детстве способствует также противоречивая позиция практиков дошкольного воспитания. С одной стороны, ими по-прежнему декларируется важная роль игры в развитии ребенка, а с другой – объективно наблюдается негативная тенденция к вытеснению игры развивающими занятиями в дошкольных детских учреждениях. Все чаще звучит мнение об утрате игрой своей актуальности, об изменении ее «классических» форм. Возможно, что ведущая деятельность меняет свое содержание или иначе, чем это было раньше, распределяется по возрастам.

Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских деятельностях: рисовании, конструировании, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие.

Кроме того, в работах М.И. Лисиной была показана смена двух форм общения в указанном возрасте: ситуативно-силовая уступает свое место внеситуативно-познавательной в 3 – 4 года, а ей на смену в 5 – 6 лет приходит внеситуативно-личностная. Сопровождают этот процесс существенные изменения в образе себя дошкольника, в котором последовательно ведущее положение занимают конкретные знания, а затем и собственные личностные качества. Такого рода представления, отраженные в образе себя, обеспечивают специфическое отношение ребенка к себе, саморегуляцию в соответствующих видах деятельности и адекватное общение с окружающими.

Однако остается неясным, как соотносится опыт, приобретаемый ребенком в разных видах дошкольной деятельности с такого рода образом себя, с опытом его игровой активности и с содержанием личностного новообразования кризиса 7 лет, в котором объективируются преимущественно социальные параметры личности ребенка.

Ответ на этот вопрос могло дать только специально спланированное исследование, выполненное в едином концептуальном русле и охватывающее, пусть частично, процессы развития личности ребенка в стабильной и кризисной фазе дошкольного возраста.

Исследования, проведенные Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, Н.И. Ганашенко, позволяют сделать выводы о развитии и новообразованиях в сознании детей к возрастному кризису 7 лет.

Основные изменения в личности ребенка с середины дошкольного возраста группируются в сфере социальных отношений, и основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром, обогащение опыта его общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и посторонними людьми.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Использование сохранных анализаторов
Опора на сохранный зрительный анализатор необходима, по мнению большинства исследователей. Предлагается как можно раньше учить ребенка грамоте. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией., Т.П. Горюнова. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны р ...

Изучение возможностей и результатов применения методамоделирования в систематизации знаний дошкольников об окружающем
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию возможностей и результатов практического применения метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем, кратко остановимся на общей характеристике особенностей освоения испытуемыми детьми окружающег ...

Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
Цель формирующего этапа экспериментального исследования – коррекция и развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта посредством изобразительной деятельности. Прежде чем приступить к эксперименту была проведена предварительная работа: В сентябре было проведено родительское собр ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru