Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Гендерный анализ притязаний шестилеток

Гендерный анализ притязаний шестилеток

Страница 1

В современной педагогической психологии признается факт того, что в старшем дошкольном возрасте в психологии ребенка происходят значительные изменения. Важнейшим показателем этих изменений считается процесс становления детских притязаний. При этом, как большинство онтогенетических характеристик личности, притязания преломляются через структуру гендерного самосознания, естественным моментом которого является активно функционирующие в дошкольном возрасте гендерные предпочтения.

Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики притязаний и проблем целеполагания применительно к периоду раннего онтогенеза остается практически не освещенной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны. В психологии существуют лишь отдельные работы, где прослеживается связь между полом ребенка и тактикой его притязаний. Так, в ряде из низ отмечается, что уже в старшем дошкольном возрасте девочки склонны к использованию стабильных и последовательных поведенческих стратегий, тогда как мальчикам больше свойственно непоследовательное и трудно предсказуемое поведение; девочки характеризуются более гибкими притязаниями и адекватным поведением в ситуации выбора целей; так называемые атипичные случаи наблюдаются у мальчиков.

Вместе с тем в некоторых исследованиях, посвященных гендерным аспектам уровня притязаний (УП), установлено что, начиная с подросткового возраста, у представителей мужского пола многозначительно выше и в целом доминирует мотив достижения успеха, в то время как у девочек и женщин фиксируются более низкие показатели притязаний, для них характерна мотивация осознания неудачи.

Весьма показательны в этом плане эксперименты по каузальной атрибутике. В частности, они свидетельствуют о том, что при решении задач мужчины склонны приписывать причины успеха своим способностям, тогда как женщины объясняют свои успехи чаще случайными факторами. И наоборот, в случае неудачи мужчины чаще ссылаются на не зависящие от них объективные обстоятельства, в отличие от женщин, для которых характерно связывать неудачи с недостатком способностей или сложностью задачи. Подобные гендерные особенности субъективного отношения к ситуации успеха/неудачи некоторые исследователи связывают с асимметрией гендерной социализации девочек и мальчиков в детском возрасте, в частности, со спецификой социальных внушений в отношении детей разного пола со стороны значимых других.

На наш взгляд, особого внимания заслуживают данные, подтверждающие дифференцированный характер притязательной стратегии и тактики, определяемый спецификой деятельности и социокультурными гендерными нормами: в случае, когда деятельность воспринимается как соответствующая полу, УП повышается, когда же она воспринимается как соответствующая противоположному пол, - понижается.

В ряде работ отмечается и влияние характера гендерных предпочтений (конструктов маскулинности/феминности) на личностную стратегию и тактику поведения. Так, установлено, что маскулинность положительно коррелирует с успешным решением задач, уверенностью в себе, готовностью разрешать проблемную ситуацию, в то время как феминность характеризуется склонностью к стратегии самообвинения, констатируется ее связь со стратегией отказа от действия. Подчеркивается, что у субъектов с маскулинной ориентацией гораздо больше целевое отклонение, при этом сами они более независимы, свободны и решительны, тогда как при феминной ориентации они, как правило, зависимы, пассивны и конформны, менее уверены в своих силах.

Нельзя не отметить, что большинство представленных в литературе фактов получено в исследованиях, где принимали участие школьники-подростки, студенты и люди более старшего возраста. Что же касается гендерных аспектов притязаний у детей дошкольного возраста, то этих данных в современной психологии очень мало. В связи с этим возникает необходимость организации и проведения специального исследования, направленного на изучение особенностей взаимосвязи гендерных предпочтений и стратегии и тактики притязаний личности в раннем онтогенезе.

Целью исследования было изучение половозрастных особенностей притязаний у детей старшего дошкольного возраста с учетом их гендерных предпочтений. Заметим, что под гендерными предпочтениями (ГП) в нашем исследовании понимались эмоционально принимаемые стандарты поведения, соответствующие социальным ожиданиям и требованиям мужской и женской роли, т.е. стереотипами мужественности/женственности.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Сравнительный анализ педагогических взглядов Платона и Д. Локка. Задачи воспитания
Воспитание конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества. Вопрос о целях воспитания всегда вызывал дискуссию, так как реальные цели специфичные не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также ...

Понятие иноязычного говорения
Для достижения цели нашего исследования и решения задач, пос­тавленных в рамках данной курсовой работы, необходимо рассмотреть теоретические основы говорения; его природу и основные характерис­тики, методику обучения непосредственному устно-речевому общению. В методической литературе говорение опре ...

Виды и характеристика учебников географии
Современные учебники географии отличает высокий научный уровень и педагогически обоснованный методический аппарат, построение которого направлено на решение важной задачи – научить ученика учиться. В учебниках выделяют два структурных «блока»: учебный текст и внетекстовые компоненты. Каждый из них ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru