Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Гендерный анализ притязаний шестилеток

Гендерный анализ притязаний шестилеток

Страница 2

Гипотеза заключалась в том, что специфика оформившихся у дошкольников ГП в определенной мере обусловливает особенности становления их притязаний.

Для решения поставленных задач использовалась методика Ф. Хоппе в варианте, предложенном М. Юкнат, где тестовым материалом служат однородные ранжированные по степени сложности задачи. В данном исследовании детям предлагались задачи продуктивно-конструктивного характера (сбор панно). При этом делался упор на известное в психологии положение о том, что наиболее ярко особенности притязаний проявляются в ситуации неопределенности в достижении цели, иными словами, в ситуации незнакомой (малознакомой) деятельности.

Предлагавшаяся в этом исследовании продуктивно-конструктивная деятельность по сбору панно соответствовала описанному выше требованию и в то же время была вполне доступна детям дошкольного возраста.

Исследования уровня притязаний (УП) включало две серии проб, разделенных временным интервалом в один - два дня:

I серия – изучение УП в ситуации отсутствия опыта предыдущего выполнения;

II серия – определение характера коррекции выбора заданий с учетом полученных ребенком представлений о своих реальных возможностях в предложенной ему деятельности.

Обе серии эксперимента проводились с детьми индивидуально и предусматривали только один выбор задачи, что сопровождалось и завершалось двумя беседами, направленными на выявление специфики тактики выбора испытуемого, а также на определение характера отношений ребенка к своим реальным достижениям (ситуации успеха или неудачи).

УП определялся в зависимости от выбора задания: низкий – задания 1 и 2 степени сложности; средний – задания 3 и 4 степени сложности; высокий – задания – 5,6 и 7 степени сложности.

Полученные результаты обеих серий эксперимента подвергались статистическому анализу. В ситуации отсутствия прошлого опыта дети, предпочитающие задания низкой степени трудности, независимо от своей половой принадлежности обосновывали свой выбор тем, что никогда не сталкивались с подобной деятельностью и потому не знают, по силам ли она им, т.т. они не решались рисковать. Напротив, дошкольники из обеих групп, предпочитающие выполнять сложные задания, в большинстве случаев исходили либо из своей общей уверенности в собственных силах, либо из желания и интереса.

Детские высказывания, объясняющие повторный выбор, свидетельствуют о том, что при наличии конкретного опыта деятельности в обеих группах УП, как правило, определяется именно им: «Легкое собрала быстро, хочу теперь посложней»; «Мне тогда было трудно собирать. Детали какие-то непонятные, я путаюсь. Возьму простое» и т.п.

Интересные данные получены и в отношении гендерных особенностей адекватности детских притязаний (в нашем исследовании адекватным считался выбор, завершенный успешным выполнением задания). По результатам анализа были сделаны следующие важные выводы:

в ситуации отсутствия фактора субъективной вероятности количество адекватных выборов у мальчиков и девочек является примерно одинаковым;

с приобретением опыта деятельности девочки становятся в своих притязаниях более реалистичными, нежели мальчики, у которых тенденция переоценки собственных возможностей оказывается более устойчивой.

Иными словами, в старшем дошкольном возрасте есть дети, которым оказывается недостаточно единичного опыта действия для реализации своих реальных возможностей, при этом в большинстве случаев у мальчиков учет своих реальных достижений отсутствует.

Особо заметим, что у некоторых мальчиков притязания имели неадекватный характер как при первом, так и при втором выборе задания, тогда как у девочек подобная тенденция не зафиксирована.

Резюмируя представленные данные, можно заключить, что для большинства испытуемых характерны достаточно высокие притязания, имеющие адекватный характер и позитивную направленность.

Следующим этапом сравнительного анализа в исследовании было выявление специфики притязаний у детей с разными типами ГП.

Опираясь на полученные в исследовании результаты, мы констатируем следующий факт: стратегия и тактика притязаний детей маскулинной группы связана с усилиями, упорством, настойчивостью, готовностью справляться с трудностями, стремлением к самоутверждению, направленностью на решение проблемной задачи, тогда как типичная позиция дошкольников феминной группы – неуверенность в собственных силах, способствующая закреплению тенденции отказа от действий. Данный факт значительно расширяет имеющиеся в психологии сведения о гендерном характере уровня притязаний и служит подтверждением опосредствованности стратегии целенаправленного поведения типом ГП личности.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Теоретические основы разработки проекта системы учебных и вне учебных занятий по теме “ Literary Tour Around North region ”
В результате исследования проблемы использования проектной методики настаршей ступени обучения (10 – 11 кл.) автором данной дипломной работы был разработан и апробирован проект заключительного занятия по теме“ Literary Tour Around North region ”, проводимого в 11 классе Саумалкольского казахского с ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.Л. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной реч ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru