Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Гендерный анализ притязаний шестилеток

Гендерный анализ притязаний шестилеток

Страница 3

Сравнительный анализ результатов реального достижения у феминных и маскулинных групп дошкольником позволил выявить существенные отличия в характере их субъективного отношения к успеху и неудаче. Так, в ситуации успеха у детей феминной группы была зафиксирована тенденция приписывать свои достижения действию случайных внешних факторов, чаще всего везению, либо простоте задания. Напротив, дети маскулинной группы в большинстве своем связывали успех с внутренними факторами (способностями, усилиями). Абсолютно противоположными оказались и причинные схемы феминных и маскулинных групп детей в ситуации неудачи. Сопоставление детских ответов показало, что если для первых характерной явилась так называемая атрибуция самообвинения (приписывание неудачи своей некомпетентности, отсутствию необходимых способностей), а также связывание неудачи с трудностью задачи, то у вторых доминировала стратегия самозащиты. В частности были обнаружены следующие виды психологической защиты дошкольников маскулинной группы:

объяснение неуспеха объективными причинами: «не хватило времени»; «неудобно за этим столом»; «вы мне мешаете, смотрите, как я делаю» и т.п.;

обвинение экспериментатора в «неправильности» задания: «вы дали неправильные детали»; «вы все перепутали» и т.п.;

критика самого задания: «задание неинтересное, я не люблю такое»; «рисунки совсем некрасивые» и т.п.

Таким образом, справедливо утверждать, что характер связи между способом целеполагания субъекта и фактором психологической причинности полученного результата уже в старшем дошкольном возрасте является опосредствованным типом ГП личности. Обращаясь к результатам, полученным в отношении дошкольников андрогинной группы, можно заметить, что в ситуации отсутствия прошлого опыта в данной гендерной группе наблюдается одно из самых равномерных распределений испытуемых по всем выделенным высотным характеристикам УП.

У детей с недифференцированным типом ГП количество неадекватных выборов оказалось самым значительным, причем в результате действия фактора субъективной вероятности достижений у дошкольников этой группы возникает парадоксальная ситуация, когда с появлением опыта выполняемой деятельности количество неадекватных притязаний несколько увеличивается. Иными словами, наблюдается тенденция повысить свои притязания, которая видимо может служить отражением внутренней потребности этих детей создать о себе более благоприятное впечатление. Об этом свидетельствует и характер детских ответов: «Хочу посложнее, вдруг получится. Тогда скажите ребятам, что я умею собирать»; «Не хочу быть двоечником. Сейчас попробую труднее» и т.п.

Анализ причинных схем дошкольников с андрогинным и недифференцированным типами ГП позволил нам выявить следующую закономерность: в то время как дети андрогинной группы приписывают свои успехи внутренним факторам (способности, терпение, старание), а неудачи связывают с отсутствием необходимых усилий, дети с недифференцированными предпочтениями не имеют какой-либо определенной причинной схемы ни для объяснения своего успеха, ни для аргументации неудачи, хотя у некоторых из них прослеживается стратегия самообвинения, которую можно рассматривать в качестве одного из доказательств наличия у этих дошкольников низкой мотивации достижения.

Итак, анализ полученных в исследовании фактов наглядно демонстрирует специфику притязаний у детей с разными типами ГП. В частности, можно констатировать в старшем дошкольном возрасте различные варианты стратегии и тактики притязаний, выделив при этом следующий ряд взаимосвязей между ГП и характером целеполагания:

маскулинность связана с усилиями, готовностью справляться с трудностями, стремлением к самоутверждению, тенденцией увеличения притязаний, поддержания своего Я максимально высоко, стратегией самозащиты и самовосхваления;

феминность связана с неуверенностью в собственных силах и способностях, отказом от действий, игнорированием проблемной ситуации, страхом перед возможной неудачей, тенденцией снижения притязаний во избежание неудачи, дабы не нанести урон своей самооценке;

андрогинный тип ГП взаимосвязан с высокой мотивацией достижения, адекватным характером притязаний, отсутствием атипичных случаев выбора, четкой осознанностью своих реальных возможностей;

недифференцированный тип ГП связан с низкой мотивацией достижения, отсутствием определенной причинной схемы субъективных отношений к своим успехам и неудачам, склонностью к самообвинению.

Факт яркой специфики гендерных различий в притязаниях дошкольников подтверждают и показатели t-критерия Стьюдента. Согласно полученным в исследовании уровням значимости, достоверность различий между группами испытуемых с разными типами ГП зафиксирована в пяти случаях из шести возможных (достоверность различий в УП отсутствует только у детей феминной и недифференцированной групп, что свидетельствует о схожести имеющейся у них тенденции целеполагания).

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Ход проведения урока с использованием методов активного обучения
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед б ...

Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности
Для организации внеклассной воспитательной работы в школе из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих школах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кр ...

Анализ исследований по вопросу управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития дошкольников
В настоящее время современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью для его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в том числе, на предъявляемые к интеллек ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru