Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Гендерный анализ притязаний шестилеток

Гендерный анализ притязаний шестилеток

Страница 3

Сравнительный анализ результатов реального достижения у феминных и маскулинных групп дошкольником позволил выявить существенные отличия в характере их субъективного отношения к успеху и неудаче. Так, в ситуации успеха у детей феминной группы была зафиксирована тенденция приписывать свои достижения действию случайных внешних факторов, чаще всего везению, либо простоте задания. Напротив, дети маскулинной группы в большинстве своем связывали успех с внутренними факторами (способностями, усилиями). Абсолютно противоположными оказались и причинные схемы феминных и маскулинных групп детей в ситуации неудачи. Сопоставление детских ответов показало, что если для первых характерной явилась так называемая атрибуция самообвинения (приписывание неудачи своей некомпетентности, отсутствию необходимых способностей), а также связывание неудачи с трудностью задачи, то у вторых доминировала стратегия самозащиты. В частности были обнаружены следующие виды психологической защиты дошкольников маскулинной группы:

объяснение неуспеха объективными причинами: «не хватило времени»; «неудобно за этим столом»; «вы мне мешаете, смотрите, как я делаю» и т.п.;

обвинение экспериментатора в «неправильности» задания: «вы дали неправильные детали»; «вы все перепутали» и т.п.;

критика самого задания: «задание неинтересное, я не люблю такое»; «рисунки совсем некрасивые» и т.п.

Таким образом, справедливо утверждать, что характер связи между способом целеполагания субъекта и фактором психологической причинности полученного результата уже в старшем дошкольном возрасте является опосредствованным типом ГП личности. Обращаясь к результатам, полученным в отношении дошкольников андрогинной группы, можно заметить, что в ситуации отсутствия прошлого опыта в данной гендерной группе наблюдается одно из самых равномерных распределений испытуемых по всем выделенным высотным характеристикам УП.

У детей с недифференцированным типом ГП количество неадекватных выборов оказалось самым значительным, причем в результате действия фактора субъективной вероятности достижений у дошкольников этой группы возникает парадоксальная ситуация, когда с появлением опыта выполняемой деятельности количество неадекватных притязаний несколько увеличивается. Иными словами, наблюдается тенденция повысить свои притязания, которая видимо может служить отражением внутренней потребности этих детей создать о себе более благоприятное впечатление. Об этом свидетельствует и характер детских ответов: «Хочу посложнее, вдруг получится. Тогда скажите ребятам, что я умею собирать»; «Не хочу быть двоечником. Сейчас попробую труднее» и т.п.

Анализ причинных схем дошкольников с андрогинным и недифференцированным типами ГП позволил нам выявить следующую закономерность: в то время как дети андрогинной группы приписывают свои успехи внутренним факторам (способности, терпение, старание), а неудачи связывают с отсутствием необходимых усилий, дети с недифференцированными предпочтениями не имеют какой-либо определенной причинной схемы ни для объяснения своего успеха, ни для аргументации неудачи, хотя у некоторых из них прослеживается стратегия самообвинения, которую можно рассматривать в качестве одного из доказательств наличия у этих дошкольников низкой мотивации достижения.

Итак, анализ полученных в исследовании фактов наглядно демонстрирует специфику притязаний у детей с разными типами ГП. В частности, можно констатировать в старшем дошкольном возрасте различные варианты стратегии и тактики притязаний, выделив при этом следующий ряд взаимосвязей между ГП и характером целеполагания:

маскулинность связана с усилиями, готовностью справляться с трудностями, стремлением к самоутверждению, тенденцией увеличения притязаний, поддержания своего Я максимально высоко, стратегией самозащиты и самовосхваления;

феминность связана с неуверенностью в собственных силах и способностях, отказом от действий, игнорированием проблемной ситуации, страхом перед возможной неудачей, тенденцией снижения притязаний во избежание неудачи, дабы не нанести урон своей самооценке;

андрогинный тип ГП взаимосвязан с высокой мотивацией достижения, адекватным характером притязаний, отсутствием атипичных случаев выбора, четкой осознанностью своих реальных возможностей;

недифференцированный тип ГП связан с низкой мотивацией достижения, отсутствием определенной причинной схемы субъективных отношений к своим успехам и неудачам, склонностью к самообвинению.

Факт яркой специфики гендерных различий в притязаниях дошкольников подтверждают и показатели t-критерия Стьюдента. Согласно полученным в исследовании уровням значимости, достоверность различий между группами испытуемых с разными типами ГП зафиксирована в пяти случаях из шести возможных (достоверность различий в УП отсутствует только у детей феминной и недифференцированной групп, что свидетельствует о схожести имеющейся у них тенденции целеполагания).

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Уровень проявления умения рассказывать под влиянием экранных и звуковых пособий
В контрольном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Результаты представлены в таблицах №3, № 4 и диаграмме (рис. 2) Таблица 3 Сводный протокол изучения уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни (контрольный этап) № п/п Ф. И ...

Разработка примерных планов-конспектов уроков по темам: выполнения проектов и выбор темы; защита творческих проектов
В школьной программе отводиться 10 часов на проведение уроков по творческим проектам, также существует резервные 8 часов, которые можно выделить при необходимости на проекты. Но я рассмотрю 3 плана-конспекта, т. к. расписать все творческое проектирование в задаче курсовой работы не стояла. Урок 1. ...

Сущность и содержание процесса формирования нравственных качеств в условиях УДО
С принятием Закона РФ "Об образовании" дополнительное образование было признано уникальной системой, назначение которой – создать человеку возможности для удовлетворения стремлений к творчеству, жизненному самоопределению, хотя границы этапов эволюции теоретических представлений развития ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru