Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Гендерный анализ притязаний шестилеток

Гендерный анализ притязаний шестилеток

Страница 3

Сравнительный анализ результатов реального достижения у феминных и маскулинных групп дошкольником позволил выявить существенные отличия в характере их субъективного отношения к успеху и неудаче. Так, в ситуации успеха у детей феминной группы была зафиксирована тенденция приписывать свои достижения действию случайных внешних факторов, чаще всего везению, либо простоте задания. Напротив, дети маскулинной группы в большинстве своем связывали успех с внутренними факторами (способностями, усилиями). Абсолютно противоположными оказались и причинные схемы феминных и маскулинных групп детей в ситуации неудачи. Сопоставление детских ответов показало, что если для первых характерной явилась так называемая атрибуция самообвинения (приписывание неудачи своей некомпетентности, отсутствию необходимых способностей), а также связывание неудачи с трудностью задачи, то у вторых доминировала стратегия самозащиты. В частности были обнаружены следующие виды психологической защиты дошкольников маскулинной группы:

объяснение неуспеха объективными причинами: «не хватило времени»; «неудобно за этим столом»; «вы мне мешаете, смотрите, как я делаю» и т.п.;

обвинение экспериментатора в «неправильности» задания: «вы дали неправильные детали»; «вы все перепутали» и т.п.;

критика самого задания: «задание неинтересное, я не люблю такое»; «рисунки совсем некрасивые» и т.п.

Таким образом, справедливо утверждать, что характер связи между способом целеполагания субъекта и фактором психологической причинности полученного результата уже в старшем дошкольном возрасте является опосредствованным типом ГП личности. Обращаясь к результатам, полученным в отношении дошкольников андрогинной группы, можно заметить, что в ситуации отсутствия прошлого опыта в данной гендерной группе наблюдается одно из самых равномерных распределений испытуемых по всем выделенным высотным характеристикам УП.

У детей с недифференцированным типом ГП количество неадекватных выборов оказалось самым значительным, причем в результате действия фактора субъективной вероятности достижений у дошкольников этой группы возникает парадоксальная ситуация, когда с появлением опыта выполняемой деятельности количество неадекватных притязаний несколько увеличивается. Иными словами, наблюдается тенденция повысить свои притязания, которая видимо может служить отражением внутренней потребности этих детей создать о себе более благоприятное впечатление. Об этом свидетельствует и характер детских ответов: «Хочу посложнее, вдруг получится. Тогда скажите ребятам, что я умею собирать»; «Не хочу быть двоечником. Сейчас попробую труднее» и т.п.

Анализ причинных схем дошкольников с андрогинным и недифференцированным типами ГП позволил нам выявить следующую закономерность: в то время как дети андрогинной группы приписывают свои успехи внутренним факторам (способности, терпение, старание), а неудачи связывают с отсутствием необходимых усилий, дети с недифференцированными предпочтениями не имеют какой-либо определенной причинной схемы ни для объяснения своего успеха, ни для аргументации неудачи, хотя у некоторых из них прослеживается стратегия самообвинения, которую можно рассматривать в качестве одного из доказательств наличия у этих дошкольников низкой мотивации достижения.

Итак, анализ полученных в исследовании фактов наглядно демонстрирует специфику притязаний у детей с разными типами ГП. В частности, можно констатировать в старшем дошкольном возрасте различные варианты стратегии и тактики притязаний, выделив при этом следующий ряд взаимосвязей между ГП и характером целеполагания:

маскулинность связана с усилиями, готовностью справляться с трудностями, стремлением к самоутверждению, тенденцией увеличения притязаний, поддержания своего Я максимально высоко, стратегией самозащиты и самовосхваления;

феминность связана с неуверенностью в собственных силах и способностях, отказом от действий, игнорированием проблемной ситуации, страхом перед возможной неудачей, тенденцией снижения притязаний во избежание неудачи, дабы не нанести урон своей самооценке;

андрогинный тип ГП взаимосвязан с высокой мотивацией достижения, адекватным характером притязаний, отсутствием атипичных случаев выбора, четкой осознанностью своих реальных возможностей;

недифференцированный тип ГП связан с низкой мотивацией достижения, отсутствием определенной причинной схемы субъективных отношений к своим успехам и неудачам, склонностью к самообвинению.

Факт яркой специфики гендерных различий в притязаниях дошкольников подтверждают и показатели t-критерия Стьюдента. Согласно полученным в исследовании уровням значимости, достоверность различий между группами испытуемых с разными типами ГП зафиксирована в пяти случаях из шести возможных (достоверность различий в УП отсутствует только у детей феминной и недифференцированной групп, что свидетельствует о схожести имеющейся у них тенденции целеполагания).

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Педагогическое наследие А.В. Запорожца
Имя А.В. Запорожца тесно связано с развитием педагогической и психологической науки. Он внес крупный вклад в разработку ряда коренных проблем общей и возрастной психологии, на протяжении десятков лет являлся ведущим психологом страны в области изучения дошкольного детства, был одним из немногих уче ...

Содержание экскурсий, структура
Структура экскурсии: Ø вводная беседа Ø коллективное наблюдение Ø индивидуальное самостоятельное наблюдение детей Ø сбор материала Ø игры детей с собранным материалом Ø заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает ...

Этапы обучения русскому языку в коррекционной школе
Обучение русскому языку во вспомогательной школе можно условно разделить на три этапа. Первый этап ограничен первым годом обучения, что обусловлено психологическими особенностями умственно отсталых детей. Эти особенности определяют также специфику задач обучения, отбор материала и методов преподава ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru