Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Жизненные ориентации родителей дошкольников и шестилеток

Жизненные ориентации родителей дошкольников и шестилеток

Страница 4

Рисунок 3 – Значимость жизненных ценностей "достижение материального благополучия", "счастливая супружеская жизнь" и "полноценное общение с друзьями" у матерей, состоящих и не состоящих в браке, %

Как видно из рисунка 3, значимость ценности "достижение материального благосостояния" у незамужних матерей существенно выше по сравнению с замужними: соответственно 40,5 и 23,8 %. Этот результат вполне ожидаем, поскольку не состоящие в браке матери в большей степени озабочены обеспечением материального благосостояния семьи, беря на себя в этом отношении функцию отца ребенка.

Таким образом, сопоставление данных, полученных для незамужних матерей и отцов относительно значимости для них данной ценности, в определенном смысле подтверждает факт принятия незамужними матерями традиционной отцовской функции по материальному обеспечению семьи.

Особый интерес представляют данные, связанные со значимостью ценностей "счастливой супружеской жизни" и "полноценного общения с друзьями". Обратим внимание, что здесь обнаруживается иная линия отношения к ценности супружеской жизни по сравнению с той, которую мы выделили при обсуждении влияния материального статуса семьи. Если фактор материального положения обнаружил своеобразное ценностное напряжение "супружество – здоровье", то семейный статус проявляет иной содержательный конфликт"счастливое супружество – полноценное общение с друзьями". Как видно из рисунка, не состоящие в браке матери по сравнению с замужними гораздо реже отмечают значимость для себя ценности "счастливая супружеская жизнь": соответственно 39,2 и 72,0 %. В принципе, можно было бы ожидать прямо противоположных результатов. Действительно, отсутствие супруга может стимулировать повышенное стремление к созданию полноценной семьи. Результаты же говорят об обратном. По сути дела, для не состоящих в браке матерей само понятие супружества оказывается обесцененным, и они стремятся компенсировать это за счет полноценного общения с друзьями (среди незамужних матерей ценность "полного общения с друзьями" отмечают 24,1 %, среди замужних – 12,8 %. Возможно, общение с друзьями связано как с психологической поддержкой, так и с компенсацией отсутствия супруга у незамужних матерей.

Оценка родителями жизненных перспектив. Проанализируем особенности эмоциональной оценки родителями своих жизненных перспектив. С этой целью в ходе социологического опроса респондентам предлагалось оценить свое будущее относительно трех модальностей: "уверенность, оптимизм", "сомнение в том, что жизнь сложится удачно", "страх и пессимизм". Наряду с представленным выше анализом ценностных ориентаций, данный аспект отношения к своим жизненным перспективам представляется крайне важным для характеристики общих жизненных ориентаций родителей. При анализе материалов особый интерес представляет выявление влияния демографических и социально-стратификационных факторов, чему мы и уделим специальное внимание.

Предварительно же, оценивая общие средние данные, отметим, что половина родителей (51,9 %) позитивно оценивает свом жизненные перспективы: "с уверенностью и оптимизмом смотрит в завтрашний день". Более трети (38,6 %) "сомневаются в том, что сложится удачно". Явно фрустрированы относительно своего будущего сравнительно немногие – 5,6 %. Эти родители "со страхом и пессимизмом ждут завтрашнего дня".

Влияние демографических факторов. На отношение родителей к своему будущему существенное влияние оказывают демографические факторы – пол и возраст. Так, отцы более оптимистичны в оценке своих жизненных перспектив. Среди них уверенностью в завтрашнем дне и оптимизмом характеризуются 58 %, а среди матерей – 48,7 %. Соответственно, среди матерей более высока доля сомневающихся – 42,1 % (среди отцов – 32,1 %). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что полоролевая позиция – отца или матери – оказывает существенное влияние на эмоциональные переживания своего будущего жизненного успеха. И в этом отношении материнская позиция выглядит менее благополучной.

Достаточно характерно и влияние возраста. При этом следует отметить, что между возрастной когортой до 26 лет и возрастной когортой 27 – 35 лет не наблюдается каких-либо значимых различий в самооценке жизненных перспектив. Кардинальный перелом обнаруживается при переходе в более старший возраст – в когорту 36 – 45 лет. На этом возрастном рубеже резко сокращается число оптимистов. Так, среди мужчин их доля сокращается с 65,0 % в возрастной когорте 27 – 35 лет до 48,0 % в когорте 36 – 45 лет; у женщин, соответственно, с 51,1 % до 35,7 %.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Понятие речевого развития ребенка
Речевое развитие ребенка – это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого ...

Экологическое воздействие выбросов химических производств
Загрязнение окружающей среды отходами химической промышленности достигает в настоящее время больших размеров. Достижения человеческого разума, обусловившие возникновение научно-технической революции, стали одновременно причиной коренного изменения экологии человека. Естественная среда его обитания, ...

Педагогические условия усвоения знаний учащимися на уроках теоретического обучения в ПУ
Целью данного параграфа является определение педагогических условий, способствующих усвоению знаний учащимися на уроках теоретического обучения. В психолого-педагогической литературе обозначены различные факторы (целеобразование, мотивация учащихся на учебный процесс, приемы методической редукции, ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru