Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Жизненные ориентации родителей дошкольников и шестилеток

Жизненные ориентации родителей дошкольников и шестилеток

Страница 6

В структуре страхов родителей детей дошкольного возраста доминирующее место занимает беспокойство за своего ребенка. Его отмечает три четверти родителей. В принципе эти данные свидетельствуют о том, что ребенок у родителей детей-дошкольников занимает приоритетную ценностную позицию. Заметим, что эти данные подтверждают и результаты ответа на вопрос о непосредственной значимости тех или иных жизненных ценностей, которые мы рассмотрели выше, где ценность "воспитание своего ребенка" также оказалась на первом месте. Однако подчеркнем, что содержание данного вопроса принципиально отличается от вопроса о жизненных ценностях, поскольку здесь мы фиксируем именно аффективный компонент, спроецированный на жизненные перспективы. И в этом отношении, повторимся, "опасение за своего ребенка" явно доминирует, определяя собственно смысловой горизонт родительской позиции.

Наряду с беспокойством за своего ребенка достаточно значимо в структуре опасений родителей относительно своего будущего представлены и еще два вида страхов: "боязнь войны" и "опасение за свое здоровье". Остальные же страхи, беспокойства, опасения, как мы видим, отмечаются в гораздо меньшей степени, и на них указывают практически менее десяти процентов опрошенных родителей.

Особый интерес представляет более детальное сопоставление мнений отцов и матерей. Анализ полученных данных показал, что матери существенно чаще по сравнению с отцами отмечают такие виды страхов, как "беспокойство за своего ребенка", "боязнь войны", "беспокойство за свое здоровье", "боязнь, что не сложится личная жизнь", "боязнь, что они не смогут жить самостоятельно" и "боязнь того, что они могут стать жертвой насилия, преступления". Таким образом, сопоставление ответов отцов и матерей показывает, что матери более фрустрированы относительно своих жизненных перспектив. Это касается не только трех доминирующих страхов ("беспокоюсь за своего ребенка", "боюсь войны", "меня беспокоит здоровье"), но и затрагивает определенный комплекс страхов, связанных как с успешностью личной семейной жизни ("не сложится личная жизнь", "не смогу жить самостоятельно"), так и с собственной личной безопасностью ("боюсь стать жертвой насилия, преступления").

В этой связи следует отметить характерную возрастную динамику. Так, опасения относительно того, что "не сложится личная жизнь", наиболее распространены среди матерей в возрастной когорте 21 – 26 лет. Здесь его отмечает каждая пятая (19,0 %). В более же старшей возрастной группе 27 – 35 лет этот страх отмечается уже существенно реже – 8,3 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, вступившие в брак в более раннем возрасте, до 26 лет, и имеющие детей дошкольного возраста, чаще не уверены в сохранении брака по сравнению с матерями более старшего возраста.

Рассматривая возрастную динамику, обратим внимание и еще на одну характерную тенденцию. Она связана со страхом за свое здоровье. В принципе вполне ожидаемо, что по мере увеличения возраста родителей их опасения за свое здоровье будут нарастать, и это действительно так. Однако, опираясь на эмпирические данные, необходимо обратить внимание именно на тот возрастной рубеж, когда родители детей-дошкольников начинают испытывать страх за свое здоровье. Этот рубеж характеризуется переходом как мужчин, так и женщин из возрастной когорты 27 – 35 лет в когорту 36 – 45 лет. Так, среди отцов в возрасте 27 – 35 лет беспокойство относительно своего здоровья отмечают 21,7 %, а в возрасте 36 – 45 лет уже 32,7 %; среди женщин, соответственно, 27,1 % и 36,5 %.

И, наконец, анализируя распространенность страхов в различных возрастных когортах родителей, мы столкнулись с одним на первый взгляд парадоксальным фактом.

Среди молодых родителей в возрастной когорте 21 – 26 лет боязнь смерти отмечается гораздо чаще, чем в более старших возрастных группах, причем это характерно как для отцов, так и для матерей. Действительно, у отцов в возрасте 21 – 26 лет страх смерти отмечают 23,5 %, а в возрасте 27 – 35 лет – 7,9 %, у матерей, соответственно, 18,1 % и 5,4 %. В принципе, можно было бы ожидать прямо противоположной тенденции, аналогичной той, которую мы зафиксировали относительно страха за свое здоровье: с увеличением возраста доля родителей, отмечающих страх смерти, также должна была бы увеличиваться. Однако повторимся: тенденция прямо противоположна. В этой связи можно полагать, что страх смерти в отличие от страха за свое здоровье имеет принципиально иной смысл. На наш взгляд, он затрагивает фундаментальные личностные структуры, связанные не с физическим благополучием, а с потребностями личностной самореализации, и можно полагать, что потребность в самореализации в перспективе собственной жизненной траектории ("жизненного будущего") более актуальна для молодых родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Взгляды современных ученых и исследователей на проблему трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание - важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Современная дошкольная педагогика разрабатывает проблему трудового воспитания детей дошкольного возраста. Главная задача трудового воспитания- формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюб ...

Классификация педагогических технологий
В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т. Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных ...

Формы и методы туристической работы в школе
Походы, путешествия, экскурсии, школьный туристский лагерь, слеты соревнования, кружки, выставки, секции, школьные туристские вечера, музеи – вот перечень форм массовой туристской работы в школе. Возможно ли все это проводить в одной школе в течении одного года? Да, возможно, так как каждая форма д ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru