Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Жизненные ориентации родителей дошкольников и шестилеток

Жизненные ориентации родителей дошкольников и шестилеток

Страница 7

Влияние социально-стратификационных факторов и семейного статуса родителей. Анализ влияния социально-стратификационных факторов на страхи и опасения родителей относительно своего будущего показывает, что они не столь значимы по сравнению с их влиянием на структуру жизненных ценностей. Вместе с тем ряд характерных моментов все же стоит отметить.

Так, например, родители с более низким уровнем образования чаще склонны испытывать страх, связанный с беспокойством за своего ребенка. Среди отцов со средним образованием на него указывают 79,2 %, а с высшим 64,1 %; среди матерей, соответственно, 83,3 % и 72,2 %. Подчеркнем, что именно страх за своего ребенка является тем единственным опасением, относительно которого наблюдаются значимые различия между родителями с разным уровнем образования.

Иная картина обнаруживается при рассмотрении влияния такого фактора, как уровень материальной обеспеченности. Анализ полученных данных показывает, что он дифференцирует только отношение матерей к тем или иным страхам, среди отцов же влияние данного фактора никак себя не проявляет.

Материалы исследования свидетельствуют о том, что матери из недостаточно обеспеченных семей чаще выражают свое беспокойство за ребенка по равнению с матерями из среднеобеспеченного слоя: соответственно, 88,1 % и 74,1 %. Наряду с этим, среди матерей из недостаточно обеспеченного слоя по сравнению с теми, кто отнес себя к среднеобеспеченному, чаще отмечаются опасения относительно того, что не сложится личная жизнь (соответственно, 21,1 % и 6,9 %); и неуверенность в правильности выбранной профессии (соответственно, 13,8 % и 7,2 %). Таким образом, уровень обеспеченности оказывает заметно большее влияние на различные страхи матерей по сравнению с уровнем образования.

И, наконец, рассмотрим влияние семейного статуса. Для этого сравним замужних матерей и матерей, не состоящих в браке. Явно выраженные различия здесь были обнаружены относительно двух опасений: страха, что не сложится личная жизнь, и отсутствия уверенности в том, что смогут жить самостоятельно, причем эти опасения у незамужних и замужних матерей проявляли себя по-разному. Так, незамужние матери существенно чаще обнаруживают свои опасения относительно удачной личной жизни (каждая четвертая – 25,3 %, в то время как среди замужних – 7,4 %. В свою очередь, матери, состоящие в браке, чаще отмечали свою неуверенность в том, что они смогут жить самостоятельно (среди замужних – 10,3 %, среди незамужних – 1,3 %). Наряду с этим стоит подчеркнуть, что замужние и не состоящие в браке матери не отличаются между собой по выраженности страха за своего ребенка. Таким образом, полученные результаты показывают, что брачный статус матери влияет на проявление страхов, связанных именно с указанными выше факторами: в одном случае – это повышенная неуверенность в успехе в личной жизни (незамужние матери); в другом – неуверенность в том, что они смогут жить самостоятельно (замужние матери).

Нами было проведено исследование ценностных ориентаций родителей детей дошкольного возраста, особенностей их оценок относительно успеха жизненных перспектив, распространенности среди них различных видов страхов и опасений. Отметим наиболее существенные, с нашей точки зрения, выводы.

На основании данных, характеризующих структуру жизненных ценностей родителей детей дошкольного возраста, выявлено влияние различных демографических и социально-стратификационных факторов. Во-первых, обнаружена определенная динамика изменений ценностных ориентаций родителей, которая зависит от возраста ребенка. Общая тенденция состоит в отстранении родителей от воспитания ребенка по мере его взросления. Во-вторых, выявлены особенности ориентаций на супружескую и родительскую позиции в зависимости от уровня образования родителей. Так по мере повышения этого уровня растет требование родителей к реализации Супруном(ой) традиционной модели супружеского поведения. В-третьих, влияние такого фактора, как семейный статус матери (сравнение замужних и незамужних матерей), вскрыло не только принятие на себя незамужней матерью функций отсутствующего супруга по материальному обеспечению семьи, но и обнаружило характерную для них девальвацию самой ценности счастливой супружеской жизни, которая компенсируется за счет повышения значимости ценности полноценного общения с друзьями.

Анализ влияния демографических и социально-стратификационных факторов на оценку родителями детей дошкольников своих жизненных перспектив позволил выделить ряд характерных моментов. Во-первых, мы обнаружили явное различие социально-ролевой позиции отца и матери. При этом материнская позиция оказывается в целом менее благополучной. Во-вторых, выявлено явное влияние возраста на позитивную оценку родителями перспектив своего будущего. Отчетливо обозначился особый возрастной рубеж – переход в когорту 36 – 45 лет, - который определяет своеобразный жизненный кризис, причем этот кризис эмоционально по-разному переживается мужчинами и женщинами. Так, среди мужчин гораздо более распространены выраженные пессимистические оценки; среди женщин – сомнение в том, что жизнь сложится удачно. В-третьих, материальный статус семьи оказывается тем фактором, который играет наиболее существенную роль в оценке родителями своих жизненных перспектив.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, продуктивной, трудовой), в которых он постепенно приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Огромная роль в формировании самостоятельности принадлежит игре. И ...

Характеристика деятельности МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» Республики Коми Прилузского района
Прилузский район - самый юго-западный и южный район республики Коми. Площадь территории района — 13168 км². Численность населения - 24,7 тыс. жителей. Свыше 60 процентов населения района - коми. В районе проживают люди 19 национальностей, на его территории расположен 91 сельский населённый пун ...

Уроки изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности . Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Ком ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru