Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Психическое состояние шестилеток

Психическое состояние шестилеток

Страница 2

Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех этапах творческого процесса. Мы соотнесли выделенные продуктивные функции восприятия с этапами творческого процесса (таблица 3).

Таблица 3. Соотношение этапов творческого процесса и продуктивных функций восприятия

№ п/п

Этапы творческого процесса

Функции восприятия

Принятие или постановки цели

Целеобразующая

Анализ ситуации

Моделирующая

Выдвижение гипотез и их проверка

Преобразующая и регулирующая

Нахождение решения

Эвристическая и регулирующая

Таким образом, связь между перцепцией и творчеством выражается в том, что, с одной стороны, восприятие включает в себя творческие процессы, с другой – перцептивные процессы выступают в качестве элементов творческой деятельности. В то же время при достаточно высоком уровне теоретической разработки данного вопроса имеется мало экспериментальных данных, характеризующих соотношение восприятия и творческого мышления. В еще большей степени это относится к выявлению взаимосвязи перцепции и творчества в различных возрастных группах. Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи зрительного восприятия и творческого мышления в младшем школьном возрасте, когда активно формируются механизмы творческой и учебно-познавательной деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

1) выявить характер связей между творческим мышлением и особенностями восприятия пятен Роршаха у младших школьников; 2) изучить особенности взаимосвязи творческого мышления и способностей зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект в младшем школьном возрасте.

Согласно результатам двух методик, которыми пользовались Э.Д. Телегина и В.А. Гагай, способности целостно и адекватно отражать объекты значимо коррелируют с образной креативностью во всех классах. Наибольшее количество значимых корреляционных связей получено между зрительным восприятием и такими показателями образной креативности, как сопротивление замыканию (шесть связей) и разработанность (четыре связи). Среди показателей вербальной креативности значимо коррелирует со зрительным восприятием только беглость (две связи).

Выявленная связь способностей зрительного восприятия с образной активностью свидетельствует о том, что способность детально разрабатывать задуманные идеи и сопротивляться образованию привычных гештальтов некоторой степени определяется тем, насколько у младшего школьника развиты такие свойства зрительного восприятия, как способность целостно и адекватно отражать объект, а также многообразные незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.

Итак, корреляционная связь между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников проявляется по-разному. Особенности восприятия пятен Роршаха коррелируют преимущественно с вербальной креативностью, особенности восприятия зрительной информации учебного характера (учебные тексты, плакаты, картины, схемы) и художественной картины – с образной креативностью.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания
Метод проектов, разработанный зарубежными педагогами, а затем адаптированный к российским условиям отечественными учеными начала XX века, долгое время был предан забвению. Его возрождение началось с 1990-х годов. Однако применение метода проектов в современных условиях требует специального историко ...

Конспекты логико-математических игр для дошкольников
«Навестим кота Леопольда» Цель. Освоение умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Обогащение словаря детей за счет слов: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий и др. Развитие сообразительности, внимания, смекалки. Материал. Полоски бумаги разной ширины. Карточки с изображениями ...

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущ ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru