Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности образовательного процесса в классах шестилеток » Психическое состояние шестилеток

Психическое состояние шестилеток

Страница 3

Выявленные особенности корреляционной связи между творческим мышлением и зрительным восприятием отражают механизм влияния специфики объекта познания на процесс восприятия. В.Д. Шадриков отмечает, что содержание восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсорных систем, но и особенностями самого объекта восприятия.

Кроме того, несовпадение типов взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия также можно объяснить тем, что используемые в эксперименте методики диагностируют разные механизмы восприятия. Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, возникающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экспертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины направлены на диагностику свойств способностей зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект.

Проведенное Э.Д. Телегиной и В.А. Гагай экспериментальное исследование показывает, что между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников существует взаимосвязь, но и сила и характер связи между ними проявляется по-разному в отношении разных показателей творческого мышления. У одних школьников при высоком уровне зрительного восприятия формируется высокий уровень творческого мышления, у других детей между этими процессами существуют более сложные типы взаимосвязи: как отсутствие, так и наличие корреляционных зависимостей между зрительным восприятием и отдельными свойствами творческого мышления.

Таким образом, выявленная в эксперименте взаимосвязь зрительного восприятия и творческого мышления может рассматриваться как важный фактор развития творческого мышления в младшем школьном возрасте. Зрительное восприятие является той детерминантой, воздействуя на которую можно существенным образом влиять на развитие творческого мышления младших школьников.

Однако в условиях традиционной образовательной школы, где преобладает информационная модель обучения, недостаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитивных способностей детей, в том числе и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на основе визуальной репрезентации.

Развитие зрительного восприятия особенно важно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования способов интеллектуальной деятельности. С целью развития творческого мышления необходимо научить детей целостному и адекватному отражению объекта, а также таким способам обработки визуального материала, которые обеспечивают новизну целостного перцептивного образа. В этом смысле восприятие должно рассматриваться учителем не только как репродуктивный, но и как продуктивный процесс, включенный в любую творческую деятельность в качестве ее элемента.

На основе экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

Существует связь между отдельными характеристиками творческого мышления и особенностями восприятия пятен Роршаха младшими школьниками. Наибольшее количество значимых корреляционных связей наблюдается между показателями зрительного восприятия и вербальной креативности. Характер связей между ними неоднороден: суммарный показатель вербальной креативности положительно связан с общим количеством ответов в тесте Роршаха и отрицательно связан с количеством целостных ответов с хорошей формой. Выявленные особенности взаимосвязи вербальной креативности и восприятия пятен Роршаха можно рассматривать как результат активного подхода творческих детей к восприятию, т.е. включения элементов воображения в перцептивный процесс, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха, что находит выражение в повышении показателя общего количества ответов на предъявляемый стимул. Общее количество ответов в тесте Роршаха имеет не только диагностическое (показатель продуктивности зрительного восприятия), но и прогностическое значение (показатель уровня вербальной креативности младших школьников).

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Разнообразие методов обучения чтению
Обучение грамоте — самая древняя отрасль методики родного языка. Его история сложна и поучительна. Самые выдающиеся педагоги прошлого столетия – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П.Вахтеров и многие другие активно откликались на проблемы букваристики, т.к. элементарная грамота (умение читать и писать) — ...

Развития тoлерaнтнocти
Cлoвoм, речь не идёт o пoлучении дoпoлнительных знaний. Cкoрее — o вocпитaнии тoлерaнтнocти пo oтнoшению друг к другу. Нo кaк этo реaлизуетcя нa деле? Кoгдa, нaпример, веcь клacc выберет к изучению прaвocлaвие, a oдин шкoльник — иcлaм? Не дacт ли этo пoвoд для ущемления или негaтивa пo oтнoшению к ...

Начальные этапы работы при моторной алалии
При обучении детей с моторной алалией, О.А. Хейкинен предлагал начинать также с развития слухового внимания. «Работу надо начинать с того, чтобы вызвать у ребенка внимание к речи окружающих и потребность в спонтанной речи. Развитие слухового внимания является одной из первых задач. С самого начала ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru