Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Воспитание базовой культуры личности » Трудовое воспитание школьников

Трудовое воспитание школьников

Страница 1

Задачи и содержание трудового воспитания.

Трудовое воспита­ние ребенка начинается с формирования в семье и школе эле­ментарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность дол­жна стать для школьников естественной физической и интел­лектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое об­разование обеспечивает знание основ современной техники, тех­нологии и организации производства; вооружает учащихся об­щетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отно­шение к труду; способствует правильному выбору профессии. Та­ким образом, политехническое образование является базой тру­дового воспитания.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

• формирование у учащихся положительного отношения к тру­ду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, де­ловитости и честности;

. вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными! задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов производственными условиями района, области, возможности и традициями школы и т.д.

Содержательную основу трудового воспитания школьнике! составляют следующие виды труда.

Учебный труд

школьника включает в себя труд умственный || физический. Умственный труд является наиболее напряженны» требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процесс физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд

организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает ] себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса! школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениям! и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, боту в школьных строительных отрядах, школьных лесничества тимуровскую работу.

Производительный труд

предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд — это ученические производственные мае-» терские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах где для организации производительного труда есть необходимые! условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.

Педагогические условия организации трудового воспитания.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

. подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, получен­ные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой рабо­те, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

. сочетание общественной значимости труда с личными инте­ресами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразно­сти и полезности предстоящей деятельности для общества, их се­мьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия на­глядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспа­хали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только ...

Работа классного руководителя с учащимися девиантного поведения
К учащимся такого типа используется индивидуальный подход при проведении воспитательной работы. Классные руководители должны контролировать поведение таких учащихся не только в процессе обучения, но и во внеурочное время. Система предупреждения правонарушений. Изучение индивидуальных особенностей у ...

Содержание и реализация проекта системы учебных и вне учебных занятий по сквозной теме “ Literary Tour Around North region ”
Проект “ Literary Tour Around North region ” состоит из трех этапов (уроков): подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.Каждое из занятий (Activity) планиру ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru