Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века » Реформаторская педагогика

Реформаторская педагогика

Страница 1

Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционализм искал новые пути формирования личности, чтобы, по словам швейцарского педагога Адольфа Ферьера (1879-1960), готовить не сухих интеллектуалов, а живых людей, успешно действующих во вся­кой социальной среде.

Многие ведущие теоретики реформаторской педагогики бы­ли не кабинетными учеными, а практическими учителями и на­ставниками. Так, основавший в 1907 г. в Брюсселе нетрадиционное учебное заведение «Эрмитаж» бельгийский педагог Овид Декро­ли (1871-1932) высказал и осуществил идею метода центров ин­тересов в виде группировки учебного материала в соответствии с детскими потребностями. Он писал, что педагогическая деятель­ность должна способствовать осознанию ребенком своего Я, по­знанию среды обитания, где предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания. Польский педагог Януш Корчак (1878-1942) счи­тал в воспитании исходным пунктом личность и благо ребенка. Он призывал не забывать, что дети не только обладают особыми свой­ствами, но и равны взрослым в своем праве на уважение. Корчак предостерегал от «однополярного» воспитания, напоминая, что следует посвятить ребенка не только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу и конфор­мизму. Сам педагог показал пример гуманного бунтарства, пойдя на смерть в газовые камеры фашист­ского концлагеря со своими воспитанниками. Создатель дошколь­ных учреждений итальянка Мария Монтессори (1872-1952) раз­деляла идеи о недопустимости насилия над детьми, уважения к личности воспитанников. Она говорила о существовании мира дет­ства, где развитие ребенка подчинено особым законам. Монтессо­ри отвергала активное педагогическое вмешательство в развитие воспитанника, основываясь на идее спонтанного развития лич­ности. Призыв ребенка к учителю: помоги мне это сделать само­му! - ключевой в педагогике Монтессори. Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте Монтессори считала сенсорное воспитание.

Оппоненты традиционализма выработали развернутые теоре­тические обоснования формирования целостной личности, высту­пающей как объект и субъект педагогического процесса. Ими бы­ла выдвинута программа человеколюбивого, антиавторитарного воспитания. Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории.

3. Свободное воспитание, экспериментальная педагогика, педагогика прагматизма, трудовое обучение и воспитание.

Антитрадиционализмом были предложены несколько концеп­ций и идей. Кредо антитрадиционализма нашло отчетливое выра­жение в идеях свободного воспитания, манифестом которого ока­залась книга шведского педагога Эллен Кей (1849-1926) «Век ребенка» (русский перевод в 1905 г.), где предлагалась педагогиче­ская формула «Vоm Кinde aus» - исходя из ребенка. Привержен­цев свободного воспитания объединяло отрицание традиций, при­зыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.

Заметным событием в антитрадиционном воспитании стало зарождение экспериментальной педагогики. Ее представители сосредоточились прежде всего на исследованиях психологии ребен­ка, чтобы из нее вывести воспитание, которое он должен получить. Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений вы­двинули в качестве основного педагогический принцип саморазви­тия личности. При разработке педагогических проблем они пыта­лись использовать данные детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии.

Французский педагог Поль Лапи (1869-1927) утверждал, что если в прошлом педагогика была либо ме­тафизической гипотезой, либо литературным романом, то благода­ря использованию достижений психологии она обрела собственный предмет. Психология, по Лапи, дала педагогике знания об индивиду­альных качествах учащегося, выявив различные типы мышления, способностей и пр. Лапи попытался в педагогических рекомендаци­ях использовать данные психологической науки. Так, исходя из идеи о существовании трех типов восприятия (зрительного, слухового, мускульного), он предложил применять и комбинировать визуаль­ные, слуховые и моторные методы обучения.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Роль информационных технологий
В настоящий момент происходит процесс «семиотизации» общества – появления и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека. Поскольку возможности информационных техно ...

Интерактивное обучениЕ
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческ ...

Обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста
Отражена работа по созданию данного педагогического условия за счет создания и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение», имеющего ярко выраженную аналитическую, рефлексивную и поведенческую направленность, и состоящего из ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru