Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века » Реформаторская педагогика

Реформаторская педагогика

Страница 2

Видный представитель экспериментальной педагогики герман­ский ученый Вuльгельм Август Лай (1862-1926) полагал, что лабо­раторный эксперимент, благодаря которому, в частности, был от­крыт скачкообразный характер стадий физиологического развития ребенка, дал ценный материал для определения новых путей вос­питания. Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Углублен­ное изучение детской физиологии, сенсорики рассматривалось как главный ориентир воспитания.

В.А. Лай утверждал, что детские интересы формируются на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспита­тельного процесса он смещал в сферу деятельности самого ре­бенка, которого рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и пси­хологии детей. Среди детских рефлексов особое значение прида­валось инстинкту борьбы, наличие которого, как писал В.А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребенка в состояние гар­монии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности, жесто­кость, в процессе воспитания следует глушить.

В.А. Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внеш­него выражения, что должно составлять основные элементы обуче­ния. Это положение В.А. Лай рассматривал прежде всего исходя из природы ребенка, т.е. как реакции, моментального приспособления к окружающим условиям. Концепция Лайя - важная ступень в по­знании ребенка и педагогической теории. Ученый справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания.

Из похожих позиций исходил и французский психолог и педа­гог Альфред Бине (1857-1911). Он утверждал, что в процессе вос­питания следует опираться на врожденные данные. При изучении ребенка Бине одним из первых применил психологические тесты. Социальную среду как фактор воспитания Бине рассматривал из­лишне прямолинейно. Он, в частности, полагал целесообразной жесткую рецептуру наказаний, невысоко расценивал роль педаго­гического примера.

А. Бине, анализируя процесс обучения, исходил из утвержде­ния, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается. Он изучал физиологические и психологические законо­мерности развития школьника. Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учи­теля, считая, что учащийся должен стать активным участником собственного образования. Он предложил обучать в так называ­емых гомогенных классах, объединяющих учеников со сходными способностями и уровнем развития.

Экспериментальная педагогика выдвинула тезис врожденных умственных способностей и целесообразность развития личности прежде всего на основе этих способностей. Подобный тезис полу­чил оформление в идеях педоцентризма - педологии. Педология родилась в Англии (Дж.Э. Адамсон), получила сторонников во Франции (А. Бине) и особенно в США (Г. Холл, Э. Торндайк, У.Кuл­патрик). Основным исследовательским приемом ее теоретиков бы­ло интеллектуальное тестирование.

По-своему трактовала идеи реформаторства педагогика праг­матизма, или прогрессивизма, которая получила особое развитие в США. Ее лидер Джон Дьюи (1859-1952) выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать педагогические про­блемы посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок - это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду ею разви­тие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Возможности нравственно-волевого воспитания учащихся в процессе трудового обучения
Процесс трудового обучения и воспитания, осуществляемый в условиях общеобразовательной школы, содержит богатые возможности нравственно - волевого воспитания учащихся. Каковы же они? Формированию чувства гражданского долга во многом способствует непосредственное участие школьников в общественно поле ...

Профессиональное творчество в педагогической профессии педагога
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта из формирования новых комбинаций знаний, умений. Результатом творчества явля ...

Виды экскурсий
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о р ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru