Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Использование ролевых игр при обучении говорению в 6-ых классах средней школы » Ролевая игра как психологическая и педагогическая проблема при обучении говорению

Ролевая игра как психологическая и педагогическая проблема при обучении говорению

Страница 1

РИ возникла на достаточно высокой ступени развития общества, когда включение детей в трудовую деятельность потребовало от взрослых их спе­циальной подготовки в форме овладения простейшими орудиями труда. Взрослые показывали детям образец действия и следили за ходом овладения этим действием. Эти упражнения могут быть названы РИ, но пока ещё очень условно. Таким образом, можно сформулировать важнейшее для РИ положе­ние: «РИ возникает в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений».

Среди множества теорий РИ ближе всего к раскрытию её психологиче­ской природы подошёл в своей гипотезе Л.С. Выготский. Центральным и ха­рактерным для РИ, по его мнению, является «создание мнимой ситуации, за­ключающейся в принятии ребёнком роли взрослого и её осуществление в иг­ровой деятельности».

РИ по своему внутреннему содержанию социальна, т.к. она социальна по своей природе. Учитывая стремление учащихся к самоутверждению в социуме при недостаточном жизненном опыте, можно предположить, что РИ послужит хорошим средством не только в обучении ИЯ, но и в удов­летворении жизненно важных потребностей. РИ способствует формирова­нию личности. При овладении ИЯ естественно предположить необходимость воссоздания усло­вий, подобных условиям реальной действительности. В этой связи говорят о «вторичной социализации», имитирующей реальную деятельность. Но в то же самое время любой РИ присущ элемент условности, т.к. «все со­циальные роли в рамках вторичной социализации носят искусственный ха­рактер».

Психологи выделяют следующую структуру РИ: это, во-первых, роли; во-вторых, игровые действия, носящие обобщённый и сокра­щённый характер; в-третьих, игровое употребление предметов и, наконец, реальные отношения между играющими - именно они придают РИ привлека­тельность. При изучении ИЯ они обеспечивают практическое применение знаний, навыков и умений, в том числе и навыков говорения, что особенно при­влекает учащихся 6-х классов, т.к. даёт им возможность самовыражения и самоутверждения в коллективе.

С точки зрения психологии, основной единицей РИ является роль. Она представляет собой «элемент общественных отношений, через который усваивается социальный опыт». Именно роль является ор­ганизующим началом, которое обеспечивает мотивацию и желание реализо­вать себя через роль. Это является стимулом к порождению личностных пе­реживаний и тем самым повышает интерес обучаемых к изучению ИЯ. В рамках пси­хологического анализа сюжет РИ и её содержание следует различать:

1. Сюжет - это та область действительности, которая воспроиз­водится участниками игры. Сюжеты РИ определяются темати­кой уроков ИЯ (Достопримечательности Вашингтона и Нью-Йорка; Экономика США; Население США и т.д.).

2. Содержание - это то, что воспроизводится участниками игры в качестве центрального момента деятельности.

Психологи выделяют в РИ следующие характерные черты: при её проведении роли заранее оговариваются, а затем по определённому плану разворачивается сюжет. Каждое ролевое действие имеет продолжение в другом действии. Вещи и обстановка получают определённое игровое зна­чение. Участники РИ играют вместе и их действия взаимосвязаны. «Разыгрывание сюжета и роли заполняет всю РИ», внимание уча­щихся сосредоточено на содержании высказываний - это важный шаг на пути совершенствования навыков говорения.

С точки зрения психологии «РИ обладает устойчивой дидактической структурой, усложнённой за счёт введения в неё учебно-воспитательных и педагогических целей, а также создания социально-психологических и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых целей».

Согласно теории РИ, в которой учащиеся предстают как носители оп­ределённых социальных ролей, процесс формирования и совершенствования речевых навыков и умений можно рассматривать как «искусственный про­цесс усвоения определённых ролей социально-культурной реальности изу­чаемого языка» именно поэтому, РИ даёт возможность обучаемым удовлетворить свои познавательные интересы и узнать больше о культуре, народе страны изучаемого языка. Более того, РИ обеспечивает практику в общении, что является заключительным этапом в овладении учебным материалом, важным для совершенствования всех навыков. Фактически, это этап применения изученного мате­риала в речи. РИ стимулирует речевой поступок, моделируя общение в своих рамках. Поскольку в её основе лежат активные действия, то она хорошо «вписывается» в теорию учебной деятельности, когда обучаемый выступает не только как объект учебной деятельности, но и как субъект реального общения. Уча­щимся предоставляется свобода речевого творчества, которая позволяет не только раскрыть речевые умения, но также использовать творческое вообра­жение, эмоции и артистичность. Проигрывание роли психологиче­ски настраивает учащихся на «те речевые действия, которые ожидаются от них в конкретной ситуации», это помогает снизить речевую ско­ванность учащихся, т.к. они вы­ступают от лица роли, выражая при этом свою интерпретацию действитель­ности. Вхождение в роль в каждой ситуации проходит следующие этапы:

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Первая встреча классного руководителя с классом
Каждый педагог знает, что нет более значительного события в педагогической деятельности, чем первая встреча с классом. От того, насколько она будет успешной, зависит многое. Очень часто именно неудачный дебют был причиной поражения даже преуспевающих в прошлом педагогов. Естественно, что к этому со ...

Особенности развития восприятия музыки у детей в период детства
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать. Исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразитель ...

Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изме ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru