Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Использование ролевых игр при обучении говорению в 6-ых классах средней школы » Ролевая игра как психологическая и педагогическая проблема при обучении говорению

Ролевая игра как психологическая и педагогическая проблема при обучении говорению

Страница 2

1. представление о роли - ориентировочная основа действия;

2. знание роли, её компонентов, алгоритмов действия;

3.принятие роли;

4. вхождение в роль;

5. проигрывание роли.

Неотъемлемым компонентом РИ является «её эмоциональная окрашенность». Педагог должен помнить, что у каждого возрастного периода существует «определённые эмоциональные переживания и сопереживания» и, следовательно, учителю следует хорошо знать возрас­тную психологию, чтобы умело вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока.

Так, РИ активизирует эмоциональную сферу учащихся. Несмотря на условность ситуации эмоции и переживания, которые испытывают играю­щие являются подлинными и реальными. Эти эмоциональные переживания играют большую роль в формировании мотива.

Таким образом, с психологической точки зрения РИ является эффек­тивным средством обучения, позволяющим максимально приблизить учеб­ный процесс по обучению ИЯ и обучению говорению в частности, к реальной действительности. Эта групповая форма взаимодействия на уроке позволяет предвосхищать свой будущий личный опыт путём проигрывания различных ролей. С этой точки зрения, РИ представляет собой один из эф­фективных приёмов для обучения ИЯ учащихся 6-х классов, т.к. соответствует их возрастным особенностям. РИ как средство синтеза и преобразования знаний может рассматриваться как эффективное средство для совершенство­вания навыков говорения.

Нами были рассмотрены психологические аспек­ты, делающие РИ важным средством обучения ИЯ в целом, в том числе и для совершенствования навыков говорения. Однако известно, что РИ имеет «самые разнооб­разные функции»; как чисто образовательные, так и воспитатель­ные, которые также необходимо учитывать при организации данной формы работы на уроке. Они помогают уже на этапе разработки РИ прогнозировать возможные воспитательные воздействия, координирующие поведение уча­стников РИ. Выстраивая ход РИ, учитель всегда продумывает, в какие отно­шения вступят участники ролевого общения и как примерно, они могут себя повести в той или иной ситуации, в соответствии с выбранными ими ролями.

Из психологического анализа РИ ясно, что она является образцом ре­альных действий и несёт на себе отпечаток реальных отношений. Именно эта особенность РИ помогает учителю активно использовать её на уроке не только в коммуникативных целях, т.е. как средство совершенство­вания устной речи, но и в воспитательных.

При разработке РИ учитель должен помнить, что всякая РИ содержит в себе «скрытое правило»; поведение во время игры осуществляется в соответствии с образцом и контролируется путём сопоставления с этим об­разцом, как с эталоном.

В РИ реализуются следующие педагогические принципы:

1. Принцип активности, что достигается вовлечением учащихся в само­стоятельную деятельность в результате активации поведения. Каждое зада­ние в РИ - задача, которую нужно решить, используя опыт, воображение и культуру. От участников РИ требуется умение найти оптимальное решение речевой задачи, используя все имеющиеся у них знания, навыки и умения, в том числе и навыки говорения.

2. РИ позволяет организовать обучение в соответствии с принципом управляемости учебным и воспитательным процессом, так как происходит по правилам, диктуемым логикой и нормами поведения в предложенной си­туации. Несмотря на спонтанность высказываний на ИЯ ход РИ всегда про­думывается учителем.

3. В РИ находит свою реализацию и принцип связи с жизнью и практи­кой, т.к. согласно мнениям психологов, РИ - моделирование условий реаль­ной действительности.

4. Принцип воспитания личности в коллективе ярко прослеживается в любой РИ, т.к. всякая РИ подразумевает групповое межличностное взаимо­действие обучаемых, предполагающее подчинение действий каждого нор­мам отношений в коллективе. Этот принцип рассматривается как основопо­лагающий при организации воспитательного процесса у учащихся 6-х классо. РИ способствует воспитанию у них взаимопомощи, учебного сотрудничества и партнёрства. Каждый чувствует свой конкретный вклад в решение общегрупповых задач - это так называемые «отношения ответственной зависимости». Во время игры учащиеся должны слаженно взаимодействовать, учитывать реакции друг друга, помо­гать товарищам. Вся работа по подготовке и проведению РИ требует от каж­дого максимальной ответственности. Работа должна быть спланирована так, чтобы «отсутствие даже одного члена коллектива сказывалось на работе всех остальных».

Благоприятный микроклимат, атмосфера доверия, доброжелательности и уважения друг к другу во время РИ являются «средством воспитания и раз­вития качеств, необходимых всесторонне развитой личности»: убеждённость, компетентность, инициативность, умение нешаблонно мыс­лить. Приняв ту или иную роль, учащийся раскрепощается, освобождается от привычных представлений о себе самом. Защищённый от возможных прома­хов ролью он смело вступает в общение с ролевыми партнёрами. В результа­те этого удаётся преодолеть робость, слабость и смущение. В процессе РИ каждому удаётся «проявить свои личност­ные черты» и творчество, и свои знания ИЯ. Каждый стремится вы­сказываться интересно и без ошибок, что создаёт дополнительный стимул для формирования и развития всех навыков и умений, в том числе и умений говорения.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Анализ готовности детей-сирот к трудовой деятельности
Целью нашего исследования является выявление уровня готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома. Экспериментальная работа осуществлялась на базе детского дома № 1 г.Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимало участие 25 человек. Для проведения исслед ...

Дошкольное образование 2008 год
В 2008 году динамично развивалось дошкольное образование, в полной мере реализовывалась городская программа "Развитие дошкольного образования города Дубны Московской области на 2007 – 2009 г.г." Проделана большая работа по обеспечению доступности качественного дошкольного образования, укр ...

Важность значения спорта в детстве и юности
В жизни человека детство и юность имеют очень большое значение. Переход из одного состояния в другое, а затем взросление влекут за собой существенные изменения в физическом, психологическом, познавательном и социальном статусе. Определено, что юношество представляет собой тот период жизни, когда у ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru