Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Использование ролевых игр при обучении говорению в 6-ых классах средней школы » Возможность использования ролевой игры при обучении говорению

Возможность использования ролевой игры при обучении говорению

Страница 1

Рассмотрев сущность понятия РИ и её основные характеристики , перейдём к определению места данного приёма в современной методике преподавания ИЯ.

Большое влияние на методику преподавания ИЯ оказала коммуникативная лингвистика , выдвинувшая , в частности , проблему использования РИ. В 70-х годах коммуникативная лингвистика получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Её основные положения сводятся к следующему:

1. В процессе коммуникации как особого рода человеческой деятельности , направленной на установку и поддержание социальных связей и на передачу информации между людьми , взаимодействуют две стороны - лингвистическая и социальная , поскольку любое высказывание , произведённое в конкретной ситуации общения , имеет за собой широкий фон предварительных условий, влияющих на его организацию.

2. Язык используется с учётом ситуации общения и влияния на вербальную стратегию слушающего (говорящего, пишущего, читающего), то есть с учётом прагматического эффекта , что исключает возможность существования изолированных высказываний, созданных вне контекста.

3. Единицы коммуникации являются определённого рода действиями. Так , например , речевой акт : утверждение , просьба . вопрос , извинение , благодарность и т.д.

4. Порождению речевого акта предшествует формирование речевого намерения говорящего , в котором учитываются предварительные знания о партнёре по общению , цель , предмет и место высказывания.

5. Наиболее естественными являются устные виды общения -слушание и говорение , проявляющиеся чаще всего в диалогической форме.

Знание основных положений коммуникативной лингвистики , значительно повлиявшей в своё время на методику преподавания ИЯ , на наш взгляд , необходимо учителю для более эффективного обучения ИЯ , в том числе и при обучению говорению. В настоящее время в средней школе в ходе учебной деятельности по изучению ИЯ учащимися выполняются различные формы и виды работы. Многие из предлагаемых форм не отвечают , однако , основным положениям коммуникативной лингвистики. Наблюдение за педагогическим процессом на уроках ИЯ в школе и анализ учебных материалов показывают, что предлагаемые приёмы обучения часто являются малоэффективными . Так , учащиеся в течение ряда лет обучения выполняют практически одни и те же задания без учёта их возрастных и индивидуальных особенностей , и в результате подобные задания перестают вызывать интерес и не создают мотива общения, делая употребление языка некоммуникативным. Предлагаемые виды работы часто не создают условий для активной мыслительной деятельности, не затрагивают эмоциональную сферу.

Именно поэтому в наше время в обучении , наряду с традиционными, всё чаще используются и «активные приёмы , в том числе и приём РИ». «Организация обучения иноязычной речевой деятельности учащихся средней школы через «роль как компонент ситуации» является одним из способов предупреждения так называемого «истощения».

К сожалению, в современной методике нет единства взглядов относительно термина «РИ». Некоторые авторы понимают под РИ «разыгрывание сценок , дискуссии на свободные темы , чтение по ролям , инсценирование текстов и диалогов», но с этим вряд ли можно согласиться. Так , Н.И. Гез считает , что в процессе проведения РИ должно происходить «тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка , при непосредственном участии преподавателя , использовании учебников и других средств обучения». По определению Н.В.Остроумовой, РИ – одна из форм группового общения , отличительной чертой которой является формирование у учащихся навыков и умений творческой и мыслительной активности , их тесное взаимодействие в учебных целях , а также совместная коллективная деятельность , направленная на достижение поставленной цели. Учитывая , что в основе РИ лежит именно игровая деятельность , в нашем случае РИ можно определить как «такой вид учебного занятия , который наиболее адекватно соответствует грамматическому материалу , подлежащему усвоению , с набором тех игровых элементов , которые соответствуют языковой подготовке учащихся , их социально-коммуникативному опыту и личностным особенностям , синтезируемым на развитие иноязычной деятельности учащихся в рамках имитации определённой сферы человеческой деятельности». Таким образом , РИ - это прежде всего речевая деятельность , как замечают Н.К. Скляренко и Т.И. Олейник, а также органический синтез игровой и учебной деятельностей. Причём они отмечают , что для учащихся РИ - это прежде всего именно игровая деятельность , в процессе которой они выступают в определённых ролях. Цель в данном случае лежит в самой деятельности. Для учителя же РИ - форма организации учебного процесса по ИЯ, цель которой -формирование и развитие у учащихся речевых навыков. Таким образом , РИ - это яркий пример двуплановости , когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. РИ в обучении ИЯ представляется как «имитация ситуации реального общения , модель коллективного поведения , где несколько индивидов влияют на ход ситуации».

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Обучение чтению по системе Д.Б.Эльконина
На начальном этапе обучения автор методики определяет чтение как процесс воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Без правильного воссоздания звуковой формы слова ученик не может понять то, что читает. Не буквы или их названия являются предметным содержанием действий на ...

Важность значения спорта в детстве и юности
В жизни человека детство и юность имеют очень большое значение. Переход из одного состояния в другое, а затем взросление влекут за собой существенные изменения в физическом, психологическом, познавательном и социальном статусе. Определено, что юношество представляет собой тот период жизни, когда у ...

Учебная мотивация у младшего школьника
Мотивы — главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, — сердцевина педагогического труда. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Ч ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru