Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » Особенности формирования у учащихся понятия «жанр»

Особенности формирования у учащихся понятия «жанр»

Страница 2

Сочинения и творческие работы настойчивее предлагают сравнивать художественные стили, жанры произведений, принадлежащих разному времени. Сопоставление произведений разных авторов обостряет внимание школьников к проблеме традиций и новаторства. Сравнение режиссерских трактовок фильма, спектакля и литературного произведения формирует у учеников умения, необходимые для интерпретации художественного произведения. Очерки и эссе по нравственным, социальным, эстетическим проблемам выявляют ценностные ориентации учеников, заканчивающих основную школу.

Ориентироваться в процессах эволюции жанров и нескончаемом «разнобое» жанровых обозначений теоретикам литературы, естественно, непросто. По мысли Ю.В. Стенника, «установление систем жанровых типологий будет всегда сохранять опасность субъективизма и случайности». Мы считаем, что к подобным предостережениям нельзя не прислушаться.

Одна из важнейших задач, по нашему мнению, изучения курса литературы в школе состоит в том, чтобы учащиеся не просто знали литературные произведения, а умели анализировать их как художественное единство темы, идеи, сюжета, композиции и других компонентов. Умение анализировать литературные произведения разных видов, понимание литературы требует формирования понятий. А для того, чтобы у учащихся понятие было сформировано, им необходимо решить все шесть типов исследовательских задач. Например, чтобы у учащихся сформировалось понятие «сказка», они должны самостоятельно ответить на вопросы о том, что такое сказка, как она устроена, как связана с другими литературными жанрами, на какие виды делится по каким признакам, как и почему возникла, как развивалась. Мы думаем, что все выше перечисленные, вопросы стоит задавать в ходе беседы с классом, причем учитель должен помогать учащимся подойти самим как можно близко к определению «сказка».

Основная задача педагога состоит в том, чтобы организовать такой учебный процесс, в котором учащиеся не только могли бы давать словесные определения тех или иных понятий, но и делали эти понятия средствами своего литературного мышления.

Общая схема построения понятия, предложенная В.С.Лазаревым, примерно такова:

Учащимся предлагается единичное произведение, относящееся к виду (жанру) или литературному направлению, понятие о котором будет формироваться.

Предлагается сформулировать гипотезу о том, каковы существенные отличительные признаки этого вида литературных произведений или литературного направления.

Вырабатываются варианты определения изучаемого вида литературных произведений или литературного направления. (Здесь полезно, чтобы использовалась какая-то графическая модель, определяющая компоненты произведения и отношения между ними. Главное, чтобы она задавала логику анализа и сравнения литературных произведений, чтобы на ней можно было показывать, чем они отличаются друг от друга.)

В результате обсуждения гипотез выделяются существенные признаки изучаемого вида литературных произведений или литературного направления и вырабатывается его определение.

Гипотезы проверяются путём обращения к истории возникновения данного вида литературных произведений или литературного направления. Обсуждается, как изучаемый вид литературных произведений или литературное направление выделились и были ли признаки различения выделены в сформулированных гипотезах теми признаками, по которым в действительности произошло выделение. Таким образом, выделяется обобщённое, но ещё не конкретизированное понятие.

Для обогащения формируемого понятия рассматривается эволюция изучаемого вида литературных произведений, обсуждается, какие изменения в компонентах (темах, идеях, средствах) происходили в ходе эволюции.

Обсуждаются критерии оценки данного вида литературных произведений, т.е. рассматривается вопрос, чем отличается хорошее произведение от плохого, какие недостатки могут обнаруживаться в литературных произведениях.

Но, чтобы теоретические понятия не усваивались формально, а служили средством решения творческих задач, их введение необходимо осуществлять лишь тогда, когда они необходимы детям для решения художественных практических задач, когда ребенок сталкивается с дефицитом возможностей для их решения.

Только в этом случае теоретические понятия приобретают личностный смысл, выступают не формально, а содержательно. Более того, недостаточно и «разового» обращения к тому или иному понятию, оно должно постоянно «работать» на практику, в ином случае не востребованное понятие благополучно забывается.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Сущность экологического воспитания младшего школьника
На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Мы считаем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с ...

Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знаний
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...

Научно-исследовательские методы педагогики
Методы педагогического исследования - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений, разнообразных научно-педагогических проблем; способы, при помощи которых изучаются различные стороны воспитания, образования и обучения. Педагогическое исследование – эт ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru