Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » Проблема восприятия жанра утопии и антиутопии в школьном курсе

Проблема восприятия жанра утопии и антиутопии в школьном курсе

Страница 1

Одним из этапов нашего исследования стало рассмотрение программ российской школы XIX – XX вв. на предмет включения в них произведений утопического и антиутопического жанров. Анализ данного материала помог изучить накопленные отечественной школой традиции и опыт в преподавании утопической и антиутопической литературы, который был учтён при планировании обучающего эксперимента.

Попытаемся рассмотреть процесс включения в программы по литературе произведений, написанных в жанрах утопии и антиутопии, организацию данного материала в соответствии с процессом перестройки школьных программ.

Внимательное исследование учебно-программного материала показало, что его содержание, объём и количество часов, отводимое на изучение утопической и антиутопической литературы, менялись. При этом изменения касались как содержательной стороны (пересмотр рассматриваемых произведений утопического и антиутопического жанров в составе содержания программ), так и формальной (варьирование количества часов, формулировка раздела, в состав которого входили интересующие нас произведения, изменение типа текстового рассмотрения произведений: фрагментарно, обзорно, текстуально).

Первоначально остановимся подробнее на вопросе места утопической и антиутопической литературы в учебных программах XIX века.

Анализ учебно-методических материалов первой половины XIX века показал, что в центре внимания тогда оказывались чтение и анализ отдельных литературных произведений, при этом жанровому своеобразию художественных текстов должного внимания не уделялось. Произведения, содержащие утопический и антиутопический мотив, «чистые» утопии и антиутопии в школьном курсе не рассматривались.

Ведущий специалист в области методики преподавания литературы Ц.П. Балталон одной из слабых сторон школьных программ второй половины XIX века видел в совершенном игнорировании ими «произведений русской литературы за последнее пятидесятилетие её развития». Следует заметить, что в разряд таких произведений попадали утопии и антиутопии, так как наиболее значительные из них были созданы во второй половине XIX века. В начале XX века происходит постепенное включение в программы утопий и антиутопий А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского.

Программы данного периода представляют интерес уже тем, что в них предлагается особо останавливаться на жанрово-родовых особенностях произведений. При ответе на вопрос, посвященный творчеству Ф.М. Достоевского, учащийся должен был «сообщить краткие биографические сведения, перечислить важнейшие сочинения, с указанием, к какому роду и виду прозы или поэзии оно относится. И, наконец, на одном произведении остановиться с большей подробностью».

В 20-е годы в литературном образовании чётко прослеживается классовый подход: в «Программе для школ I и II степени» преподавателю напоминается о том, что «в социальных проблемах литературы отразилась вся жизнь народа», поэтому изучение произведений должно быть «в связи с сословно-классовым расслоением, с общественными идеологиями, с последовательной сменой форм жизни». При этом «не только содержание художественного произведения должно быть выяснено, как момент классовой борьбы, но и освещение факта, данное автором-художником, должно составлять обязательный элемент беседы по поводу прочитанного».

Идеологическая направленность преподавания предмета, намеченная в 20-е годы, тем не менее, не помешала включению в программы произведений, широко представляющих тему утопии и антиутопии. В то время в качестве литературного материала предлагалось использовать повесть «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, отрывки из романов Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и Н.Г. Чернышевского «Что делать?» («социальные идеалы «новых людей»).

В начале 30-х годов художественная литература, судя по объяснительным запискам к школьным программам, рассматривается как «специфический вид классовой идеологии». Структура программ того времени «имеет целью показать учащимся историческую картину классовой борьбы в её отражении в крупнейших литературных произведениях художниками различных классов. Тем самым учащиеся подводятся к отчётливому пониманию социальной функции художественной литературы и к пониманию историко-литературной процесса как специфической формы классовой борьбы».

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
В нашей стране с 60-х годов существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам. Данные по этим классам показывают, что в целом успехи этих де ...

Педагогическое наследие А.В. Запорожца
Имя А.В. Запорожца тесно связано с развитием педагогической и психологической науки. Он внес крупный вклад в разработку ряда коренных проблем общей и возрастной психологии, на протяжении десятков лет являлся ведущим психологом страны в области изучения дошкольного детства, был одним из немногих уче ...

Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике. Деятельность Ф. Фребеля
Фребель Фридрих (21.04.1782 - 21.06.1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. В его системе воспитания исходным являлось представление о де ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru