Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » Проблема восприятия жанра утопии и антиутопии в школьном курсе

Проблема восприятия жанра утопии и антиутопии в школьном курсе

Страница 2

Специфическим для 30-х годов организационным принципом распределения материала становится деление произведений по идеологическому признаку.

Творчество А.Н. Радищева, в частности, повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», рассматривается в разделе «Литература революционной, либеральной и консервативной групп дворянства конца XVIII и первой половины XIX веков» как «отражение идеологии промышленного капитализма в зародышевой форме».

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать», включённый в раздел «Дворянская и мелкобуржуазная литература «эпохи реформ», – как «ответ на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»» и «художественное воплощение идеалов утопического социализма и свободной женщины».

История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина – как «художественная сатира на русскую бюрократию».

Роман Е.И. Замятина «Мы», вошедший в раздел «Литература буржуазно-дворянской интеллигенции», – как «проповедь ненависти к революции, саботажа, индивидуализма, мистики».

На протяжении 40-х годов «ключом», с помощью которого творчество того или иного писателя внедрялось в школьную программу, являлось соблюдение не только идеологического принципа, но и принципа «историзма», «обусловленности писателя эпохой».

Авторы программы 1940 года А.Ф. Бобкова, И.И. Веткин, Н.П. Кудряшов, М.А. Рыбникова, Е.Б. Тагер рассматривают личность как «совокупность общественных отношений» и считают, что «нельзя брать писателя вне истории, вне общества».

Развитие литературного процесса рассматривается в этот период как факт исторического, а не духовного становления общества. При этом составители программ подчёркивают, что «наряду с разбором отдельных произведений, достаточное внимание должно быть уделено. раскрытию особенностей литературной борьбы в тот или иной период и освоению основных теоретико-литературных знаний. Идеологическая направленность сохраняется. Авторов программ более волнуют темы «Помещичьего произвола и крестьянского бесправия» (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»), «Пропаганды социалистических идей, ломки старого мира» (Н.Г. Чернышевский «Что делать?»), чем жанровое своеобразие произведений.

Идеологическая направленность преподавания предмета, намеченная в 20-е годы, продолжала существовать вплоть до 60-х годов.

В 1954-1955 учебных годах школы РСФСР приступили к переходу на новый учебный план и новые программы.

Художественная литература в это время служила «источником познания жизни, могучим средством идейного воспитания учащихся, формирования их мировоззрения и характера». Учитель призван был раскрыть учащимся «классовый характер литературы, её партийность». По-прежнему утопическая и антиутопическая литература была представлены лишь повестью А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?», при этом произведения рассматривались на идейном уровне.

В отличие от прошлых лет в программу 1955-56 учебный год были «включены сведения по теории литературы, причём курс X класса завершался обобщением и систематизацией основных понятий по теории литературы, полученных учащимися в старших классах». Тем не менее, в разделе «теория литературы» утопия и антиутопия как теоретико-литературные понятия ещё не рассматривались.

В начале 60-х годов в школьных программах по литературе доминировали те же принципы и задачи литературного образования, что были утверждены в предыдущие десятилетия. Остался принцип практической направленности, «тесной связи литературы и искусства с жизнью народа».

Впервые о необходимости существенных изменений в преподавания литературы было заявлено в Проекте Программы средней школы на 1965 -1966 учебный год, изданной АПН СССР.

Авторы Проекта главную цель изучения литературы в школе видели в «обогащении учащегося знанием мира и человека», в «воспитании человека в человеке».

Проект программы рекомендовал учителям-словесникам рассматривать произведения с учетом основной проблематики, системы образов, идейного содержания, художественного своеобразия. Ведущие идеи Проекта программы в дальнейшем были освоены и проработаны. В частности, в программе Министерства Просвещения РСФСР, выпущенной в 1965 году, говорится, что «давая учащимся систематические знания в области искусства слова, курс литературы должен заложить основу для их общего эстетического образования». Отсюда и определённые тенденции в изучении произведений: рассматриваются их идейная направленность (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города») и выраженные в произведениях «социальные и эстетические идеалы» (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Характеристика особенностей подросткового возраста, в контексте строения образовательного пространства
Реально существующая школа не адресована подростку, не отвечает его возрастным запросам. Рассмотрим особенности данного возрастного периода. Образовательный возраст определяется типом ведущей деятельности, типичными ситуациями, в которых находится ученик, задачами, которые он решает, а также отноше ...

Формирование нравственного опыта учащихся
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитат ...

Концепция врожденной одаренности
Интересна концепция врожденной одаренности, предложенная В.В. Клименко. По его словам, задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецепторо ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru