Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » Проблема восприятия жанра утопии и антиутопии в школьном курсе

Проблема восприятия жанра утопии и антиутопии в школьном курсе

Страница 3

На протяжении ближайших лет программы по литературе оставались содержательно и организационно идентичными. Как и ранее практически во всех программах предлагались для изучения такие произведения, как А.А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.Г. Чернышевский «Что делать?», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» при этом программные аннотации к произведениям оставались практически неизменными.

Содержание школьных программ по литературе 70 – 80-х годов было подчинено двум основным тенденциям – идеологической и «общегуманитарной» (литературоведческой, психологической).

С точки зрения идеологии, литература, как отмечают программные документы тех лет, «формирует мировоззрение советского человека, его нравственные убеждения культуру». При этом понятие «нравственных качеств» строго соответствует определению, данному в Отчетном докладе Л.И. Брежнева XXV съезду КПСС: «принципиальность, честность, глубина чувства». Определение терминам «партийность» и «народность» дается в соответствии с материалами XXVI Съезда КПСС: «умение жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства».

Общегуманитарное направление этих программ, как правило, следует параллельно идеологическому. В типовой программе по литературе за 1985 год говорится, что «одновременно» с формированием «коммунистического мировоззрения», воспитанием в «духе советского патриотизма», «непримиримости к буржуазной идеологии и морали» предметы гуманитарного цикла, в том числе и литература, призваны «развивать у школьников высокие эстетические вкусы, умение ценить и понимать произведения искусства красоту и богатство родной природы».

Впервые обращение к жанрам утопии и антиутопии прослеживается в программах конца 70-х годов. Авторы-составители предлагают при изучении романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» знакомить учащихся с такими теоретико-литературным понятиям, как «идеал в произведениях литературы», «прекрасное в жизни и искусстве», «социальная обусловленность представлений о прекрасном». В методическом пособии для 9-го класса (164) этих лет один из уроков внеклассного чтения посвящается антиутопии как жанру научной фантастики. При подготовке к нему учащимся рекомендуется написать доклад на одну из предложенных тем: «Антиутопия – картина гибели мира в современной западной фантастике» (по произведениям: «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «RUR» К. Чапека, «Планета обезьян» Буля) и «Образ будущего в советской фантастике» (И. Ефремов «Туманность Андромеды»).

В конце 80 – нач. 90-х годов формулируются новые позиции, точки зрения на процессы, происходящие в сфере литературного образования. В различных школьных программах высказываются и различные взгляды на цели и задачи преподавания искусства слова: «Становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей» (программа Т.Ф. Курдюмовой) (180, с. 2); «Уберечь учащихся от эгоизма, нигилизма, дать им духовные силы, чтобы они могли противостоять «метафизике ужаса», безверия и пессимизма, охвативших какую-то часть современных людей» .

Исследование целей и задач литературного образования данного периода даёт основания говорить о том, что новые тенденции коснулись, прежде всего, вопросов общегуманитарного характера: авторы программ на первое место выдвигают проблемы формирования личности, проблемы адаптации индивида в современном мире.

Изменение целевых установок привело и к изменениям в содержании школьного курса: программы 90-х годов активно пополняются произведениями, ранее не изучаемыми по идеологическим причинам. Прежде всего, речь идёт о романе Е. Замятина «Мы», который впервые рекомендован к рассмотрению с учётом жанровой специфики.

Наиболее активное включение утопических и антиутопических произведений в школьный курс происходит в начале XXI века. Целями изучения литературы в старших классах становятся «освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе». Утопия, как литературный жанр, предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания
Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, общ ...

Принципы духовно-нравственного воспитания
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию; принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации – это те, которые имеют смысловую жизненную значим ...

Виды эстетического воспитания
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru