Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » Проблема восприятия жанра утопии и антиутопии в школьном курсе

Проблема восприятия жанра утопии и антиутопии в школьном курсе

Страница 4

Произведения утопического и антиутопического жанров, способствующие формированию идеалов, отличающиеся пристальным вниманием к личности, сохраняющие в человеческом сознании чувство суверенности, свободы, самостоятельность взглядов, становятся важнейшим компонентом формирования мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников.

Учёт проблемы жанра при изучении утопической и антиутопической литературы в старших классах является важнейшим условием для постижения авторской концепции, проникновения в идейно-художественную структуру произведения. Внимание к жанровому своеобразию утопических и антиутопических произведений усиливает интерес учащихся к литературе, активизирует их мыслительный процесс, формирует у них самостоятельные суждения и оценки, вооружает учеников навыками анализа произведения в единстве формы и содержания, способствует литературному развитию старшеклассников.

В методике преподавания литературы проблема изучения произведений утопического и антиутопического жанров мало исследована. На сегодняшний день существуют только методические рекомендации к урокам, посвященным изучению утопической и антиутопической литературы (Б.А. Лaнин, М.М. Боришанская, Е.Б. Скороспелова, О.Н. Харитонова, И. Шайтанов, В. Лакшин, Л.С. Айзерман, М.А. Нянковский) и разработки отдельных уроков (З.Б. Блинова, В.И. Бочкова). Но теоретические обобщения по рассматриваемой нами проблеме пока отсутствуют.

Изучение утопической антиутопической литературы в старших классах определяется возрастными и психологическими особенностями восприятия школьниками художественных произведений, их интересами, потребностями, ценностными ориентирами, а также художественной природой произведений.

Сопоставление утопий и антиутопий с другими произведениями данных жанров обеспечивает поэтапное формирование представлений об утопической и антиутопической литературе, стимулирует интерес школьников к такого рода литературе, способствует развитию эстетических и творческих способностей учащихся.

Изучение произведений утопического и антиутопического жанров способствует формированию идеалов, подводит учащихся к осознанию их места в социуме, личностному самоопределению, оказывает влияние на формирование мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников, их общекультурного уровня.

Несколько моментов осложняют проблему определения жанра утопии и соответственно ее библиографии.

1. Использование термина «отцом утопии» Нового времени Мором

2. Разнообразие форм теоретического, публицистического и художественного воплощения утопических идеалов.

3. Амбивалентность целей в утопии.

4. Существование других фантастических жанров, особенно бурное развитие научной фантастики.

Двойной интерпретацией своего термина Т. Мор создал серьезные трудности в определении жанра. Если утопия значит «нигде», и тогда к ней относится, например, повесть об Атлантиде и даже рассказы о Тарзане. Но если, как думает Мэмфорд, это «хорошее» место, сюда надо включить и описания идеальных, но когда-то существовавших или собирающихся существовать в определенном месте и времени обществ, называя их «евтопиями», и соответственно – описание идеально плохих, но земных и конкретных обществ называть негативными утопиями. «Каламбур Мора превратился в нашу привычку смешивать хорошее с несуществующим. Впрочем, за этим каламбуром могло стоять мироощущение. Каламбур, сатира и ирония моровской утопии выражали ее амбивалентность, которая у нас обернулась некорректностью, и мы называем утопией и нереальное, и идеалистическое, и всякую неприемлемую идею…».

Если же ориентироваться на вторую часть термина «topos», т. е. «место», тогда трактаты (включая «Республику» Платона) не могут считаться утопиями: в них нет, пусть иллюзорной, пространственно-временной локализации.

В результате в библиографию по утопии включается все, что угодно: мифы, рассказы о земном рае, сказки, восточные легенды; аллегория, сатира, приключения, робинзонады; пророчества, изображение воображаемых войн и всевозможных космических ужасов; научная и ненаучная фантастика, романы ужасов; трактаты по политической философии, футурологические проекты, советы властителям; философские романы, религиозные эссе, романы о духовных и физиологических исследованиях, описания мистического опыта и социального эксперимента.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Этапы и уровни развития коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Работа с родителями учеников
Статус ученика дает ему основание считать себя человеком взрослым, независимым, отвечающим за свои поступки самостоятельно. Многие педагоги разделяют эту позицию, и не без оснований: родители загружены работой, озабочены поисками средств к существованию (разве можно их в этом упрекать?), плохо пред ...

Понятие речевого развития ребенка
Речевое развитие ребенка – это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru