Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » История развития утопии

История развития утопии

Страница 1

Утопия (от греч. U – «нет», topos- «место», т. е. «место, которого нет»; по другой версии от ей – благо и topos – место, т.е. благословенная страна) в литературе – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, дающий развёрнутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии; «произведение, изображающее вымысел, не сбыточную мечту». Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» происходит от названия книги Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516). Классические образы утопий – «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф.Бэкона. Понятие утопия стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальный план социальных преобразований.

Слово «топия» (от греч. topos) означало место. Приставка «у» могла происходить либо от греч. «уи», либо от «ои». В первом случае это эвтопия, во втором- утопия (место, которого нет).

В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплетается с легендами о «золотом век», об «островах блаженных». В античности в эпоху возрождения утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существующих в прошлом; в 17-18 веках получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины 19 века утопия все больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей.

Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.

У истоков утопии стоит Платон, автор книг «Государство», «законы», диалогов «Тимей», «Критий». Иногда даже утверждают, что всю утопическую литературу можно рассматривать как гигантский комментарий к сочинению «Государство». Однако классическим произведением, оказавшим влияние на развитие жанра в 17- 19 вв. и собственно давшим самый термин «утопия» была утопия Т. Мора (1516).

В книге Т. Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства, существующих или по крайней мере описанных ранее: очевидно обращение к Платону и Лукиану, ровно как и связь со средневековой литературой путешествий и с открытием американского контекста.

В книге автор представляет перед нами в качестве лица, добросовестно подготовившего рассказ путешественника родом из Португалии об обычаях, которые ему удалось увидеть в далёкой, но реально существующей стране: по словам исследователя, государство Утопия «лучше» из тех, которые ему известны, а по этому ему не стоит труда рассказать о законах, по которым живут в Утопии. Однако он не берется отстаивать эти законы как наиболее совершенные, напротив, каждый волен открыто критиковать их; важно то, что мир узнает о существовании народа, обладающего древней культурой и большими познаниями, опыт который может быть обсужден и осмыслен в Европе. Даже читателю, понимающему все буквально, Мор с первых же сток поясняет свою позицию – намерения ограничиться незначительной критикой. Ему нет необходимости высказывать развернутое суждение об обществе Утопии, ибо оно существует само по себе, а не воображении автора. Такое добровольное принятие на себя роли скромного посредника-рассказчика было широко распространено среди авторов утопических сочинений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Школьное образование: успехи последнего времени
Высокий уровень развития американского образования отнюдь не означает отсутствие каких бы то ни было проблем. В 1983 г. в США был опубликован доклад группы экспертов, название которого звучало весьма алармистски - "Нация в опасности". Доклад, который был посвящен серьезным проблемам амери ...

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка
Семья – первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше – примером, поступками, действиями, увлечениями – отношением к окружающему. Воздействует независимо от того, привле ...

Осуществление эстетического воспитания средствами учебных предметов
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеурочное время. Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческо ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru