Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » История развития утопии

История развития утопии

Страница 3

Рубеж 19-20 вв. отмечен многочисленным появлением утопий, попытками их теоретического осмысления (А. Фогт, А. Свентоховский). Некоторые утопические проекты были восприняты как практические рекомендации к осуществлению утопического идеала. В этом смысле исключительный резонанс приобрел роман Э. Беллами « Взгляд назад» (1988). Развивая идеи Беллами У.Д. Хоуэлс в своей идеологии «Путешественник из Альтрурии» (1894) и «Через игольное ушко» (1907) соединил утопию с социально-философской сатирой. Широкую известность приобрели романы австрийского писателя Т. Перцка «Свободная страна» (1890) и «Заброшенный в будущее» (1895).

По мере развития общественных наук, особенно после возникновение марксизма, утопия в значительной мере утрачивает свою познавательную и прогностическую роль.

Своим возрождением в 20 веке утопия во многом обязана Г. Уэллсу, который не только написать множество утопических произведений, но и считал сознание и критику социальных утопий одной из основных задач социологии. Ж. Сорель противопоставлял утопию как рационализированное ложное сознание социальному мифу как стихийному выражению общественных потребностей. Исследование утопии занимает большое место в социологии знания К. Манхейма, стремившегося обосновать отличие утопии, которая выполняет функции социальной критики, от идеологии, которая, по его мнению, выполняет апологетические функции. Согласно Л. Мэмфорду, основное назначение утопии состоит в том, чтобы направить общественное развитие в русло «уготованного будущего», заставляя массы примириться с ним якобы с неизбежностью, продиктованной «технологическим императивом». Буржуазные социологи, долгое время третировавшие утопии как химерические проекты преобразования общества, к числу которых они бездоказательно относили и марксизм, резко меняют своё пренебрежительное отношение к ней после победы социалистической революции в России.

Эта переоценка значения утопии в целом в общественном развитии была лаконично сформулирована Н. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?».

Кроме этого, существует другой способ разделения утопии. Один из исследователей Е. Шацкий делит утопии на эскапистские и героические. Эскапистские утопии – это все те же мечтания о лучшем мире, но из них не вытекает призыв к борьбе за этот мир. Одним из классических примеров является Т. Мор. В рамках эскапистской утопии можно обнаружить три различных способа бегства от действительности.

Утопия места – это повествование о странах, в которых люди живут счастливо. Иногда это (например, в случае «Утопии» Т. Мора и «Икарии» Кабе) чистый вымысел, так как этих стран нельзя найти ни на одной географической карте. Интересен хронотоп этих утопий, иногда это просто далеко идущая идеализация известных стран или, скорее, стран, известных ровно настолько, чтобы можно было приписать им идеальные общественные отношения. Но в любом случае, это были общества, отгороженные от внешнего мира. В литературе Просвещения подобную роль нередко играли острова южных морей, а иногда, например Китай. К утопиям места относятся «Город солнца» Т. Кампанеллы (1602), «Описание Христианополитанской Республики» И.В. Андреа (1619), «Новая Атлантида» Ф. Бэкона (1627), «Путешествие в Икарию» Э. Кабе (1842).

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Формы контроля знаний учащихся
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: • Индивидуальный контроль - каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возм ...

Организация процесса экологического воспитания младших школьников посредством метода проектов
Как известно, прекрасное знание теории не всегда подтверждается умением работать практически в интересуемой области знаний. Для этого мы реализовали на практике некоторые знания, полученные в ходе работы над данной проблемой. Как было сказано раннее, работа по экологическому воспитанию заключается ...

Ознакомление учащихся с химическими производствами в органической химии
Переработка нефти В процессе изучения этого производства нужно: а) ознакомить учащихся с перегонкой и крекингом нефти; б) вскрыть основные научные принципы промышленной переработки нефти; в) показать успехи нефтяной промышленности. Учитель сначала знакомит учащихся с нефтью — объясняет: а) народнох ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru