Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » Антиутопия в ХХ веке: эволюция и типология

Антиутопия в ХХ веке: эволюция и типология

Страница 3

1. В антиутопиях изображены вымышленные общества, но они призваны вызывать не восхищение, как в утопиях, а ужас, не привлекать, а отпугивать, и ни в коем случае они не могли бы считаться идеальными.

2. Для антиутопистов характерен мотив предостережения.

3. Антиутопии свойственен трезвый, рациональный взгляд на утопический идеалы. Антиутопии всегда оспаривают миф, созданный утопиями без опоры на реальность.

4. Антиутопия связанна с реальной жизнью, они показывают, что выходит из утопических идей если их претворять в жизнь, поэтому антиутопии всегда строятся на остром конфликте, подсказанном жизнью, имеют драматический, напряженный сюжет. яркие характеры героев.

5. Антиутопии ведут полемику с утопическими идеалами с помощью иллюзий, реминисценций.

6. Антиутопии используют фантастику с целью дискредитации мира, выявление его нелогичности, абсурдности, враждебности человеку.

7. Этим же целям служат сатира, гротеск, парадоксы.

Таким образом, утопия и антиутопия порождены жизнью и вошли в литературу как жанры.

Целевой установкой жанра антиутопии, является свобода в использовании художественных средств, она обращается к научной фантастике, сатирическим приемам, аллюзиям, реминисценциям. В антиутопии всегда развернутый сюжет, который строится на конфликте идей, получающих конкретное воплощение в характерах героев.

Неслучайно именно в 20 веке, в эпоху жестоких экспериментов по реализации утопических проектов, антиутопия окончательно оформляется как самостоятельный литературный жанр. «Антиутопия, или перевернутая утопия, – пишет английский исследователь Ч. Уэлш, – был в 19 веке незначительным обрамлением утопической продукции. Сегодня она стала доминирующим типом, если уже не сделалась статистически преобладающей».

Утопия – мечта. Антиутопия – это нашедший себе литературное выражение отклик человеческого существа на давление нового порядка. Антиутопия появляется всегда на сломе времён, в эпоху неожиданностей, которое преподносит желанное будущее. В антиутопии мир, выстроенный на тех же началах, что и мир утопии, дан изнутри, через чувства его единичного обитателя, испытывающего на себе, своей частной судьбе законы общества идеальной не свободы. Утопия – социоцентрична, антиутопия всегда – персоналистична, ибо мир здесь испытывается человеком. Антиутопия всегда оспаривает мир, созданный утопистами без оглядки на реальность. Любая утопия, даже самая объемная всегда несколько схематична, так как без колебаний рисует искомое равенство людей в идеальном государстве. Антиутопия – это попытка проникнуть внутрь утопической теории, это не столько проверка утопии на ее осуществимость (авторам антиутопий никогда не ставится под сомнение возможность осуществления технической стороны дела), сколько проверка на нравственность ее основ, это своеобразная профилактическая мера, попытка выявить прочность нравственной основы общества, а может быть, и вовсе безнравственность ее.

В антиутопии перед нами особый «тип художественности». В ней в отличие от утопии есть романный конфликт (иначе она превращается в схему); рассмотрение этого конфликта т позволяет автору открыть свое отношение к происходящему в изображаемом мире.

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. «Жанр антиутопии начал активно развиваются в 20 веке и приобрел статус футурологического прогноза, романа-предупреждения».

Нет сомнений, что жанр антиутопии в наше время обретает все большую актуальность. Многие авторы антиутопических произведений первой половины ХХ века пытались предвидеть именно то время, в котором мы проживаем. Сам Хаксли в свою очередь отмечает: ««О дивный новый мир» – это книга о будущем, и, каковы бы ни были ее художественные или философские качества, книга о будущем способна интересовать нас, только если содержащиеся в не предвидения склонны осуществиться. С нынешнего временного пункта новейшей истории – через пятнадцать лет нашего дальнейшего сползания по ее наклонной плоскости – оправданно ли выглядят те предсказания? Подтверждаются или опровергаются сделанные в 1931 году прогнозы горькими событиями, произошедшими с тех пор?».

Утопия и антиутопия порождены жизнью и вошли в литературу как жанры. У каждого из этих жанров свои целевые установки, отсюда своеобразие поэтики.

Утопия более связана с рационалистическим образом мышления и схематизмом в изображении жизни и людей.

Антиутопия более свободна в использовании художественных средств, она обращается к научной фантастике, сатирическим приемам, аллюзиям, реминисценциям. В антиутопии всегда развернутый сюжет, который строится на конфликте идей, получающих конкретное воплощение в характерах героев.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Концептуальные позиции методов активного обучения
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, без которых ...

Работа с родителями учеников
Статус ученика дает ему основание считать себя человеком взрослым, независимым, отвечающим за свои поступки самостоятельно. Многие педагоги разделяют эту позицию, и не без оснований: родители загружены работой, озабочены поисками средств к существованию (разве можно их в этом упрекать?), плохо пред ...

Особенности развития детского коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru