Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе » Особенности жанра антиутопии и их отражение в литературе

Особенности жанра антиутопии и их отражение в литературе

Страница 5

Обратим внимание на мастерский трюк с хронотопом: два времени – время внутри романа, сочиняемого Карцевым, и время, в котором он, писатель Карцев, ищет приключений на свою голову, постепенно все более и более сближаются. Придуманный Карцевым, высосанный из пальца персонаж, пророк-диссидент Сим Симыч Карнавалов, шлет в адрес правителей будущей Москвы коммунистической республики угрожающую телеграмму: «Выступаю походом на Москву .» за подписью «Сим». Это просто телеграмма: она послана из текста в реальность. Чтобы изменить ход событий, автор текста, писатель Карцев, меняет имя героя на «Серафима», и мгновенно – времена текста и реальности сошлись окончательно! – приходит телеграмма уже за подписью «Серафим», как очередное доказательство взаимопроницаемости искусства и жизни, вымысла и реальности.

Поначалу мнилось: наворотил что-то Владимир Николаевич, нафантазировал, от почвы оторвался, одно слово – антиутопия. Но все чаще и чаще, описывая нашу жизнь, журналисты оговорились: прямо по Войновичу . Действительно, прямо по Войновичу в одном городе младенцев в 1987 году начали подвергать обряду звездения (было сообщение в газете). Возрожденное казачество – это уже чуть позже – ввело как меру наказания показательную порку. Прямо по Войновичу появились московские и (тогда еще) ленинградские визитки – попытка хорошей жизни в отдельно взятом городе. А потом пошло-поехало, по мелочам и по-крупному. Демонстрация в стране, находящейся награни голода и разрухи, американского телесериала из «красивой жизни» – «Даллас». Священники, благословляющие воинство СНГ, или освещающие Моссовет, или изгоняющие бесов из здания КГБ, Приглашение простого генерал-майора КГБ в губернаторы края. Возведение отечественными монархистами бывшего члена КПСС, Президента России в великокняжеское достоинство. Аббревиатура ГКЧП, изысканно рифмующаяся с КПГБ, правящей партией Москорепа, (Не говорю уже об объявленной простодушным гэкачепистами двухнедельной инвентаризации, из которой чудесным образом – как из вторичного продукта в 2042-м – должны были получится продукты и товары). А Михаил Горбачев на фросской даче в Крыму – чем не персонаж Войновича, творец Великой Августовской Революции Леша Букашев, который из комического далека «смотрел в нашу сторону с выражением такого можно увидеть только на лице человека, ожидающего казни .».

Если бы писатель экстраполировал, а затем разоблачал идею коммунизма, то разговаривать особенно было бы не о чем. Но тут дело в самом утопическом соблазне, на который падок русский человек. В романе «Москва 2042» не один утопический проект, а целых четыре – множественность, имеющая качественный смысл. Основное действие романа разворачивается в обществе, возникавшем в результате осуществления утопических идей Букашева, простого генерал-майора из органов. Его проект, родившийся в аппаратных недрах, – это революция сверху, так сказать, 18 брюмера в совдеповском варианте. В финале романа на смену ему приходит монархистски-провославная утопия бывшего зэка Карнавалова. В виде мечты присутствует здесь и левацко-романтическая утопия – эту утопию выбивают, в буквальном смысле слова, из юного террориста исполнители утопии Букашева (она же, кстати, снится ошалевшему от столкновения с будущим Карцеву). И наконец, проект биолога Эдисона Комарова, реализующийся на лабораторном уровне – в сознании эликсира жизни и суперчеловека, жестоко отредактированного в соответствии с логикой первой утопии. Вот так утопия утопию погоняет и на утопии мчится – в никуда .

Вся утопия, кроме мечтаний о прекрасном (или неосуществимом), спровоцирована желанием получить из ничего нечто различными способами: посредством перераспределения, инвентаризации, замены плохих начальников хорошими (Платон, например, предлагал в начальники философов, а при нехватке таких – рекрутировать их из воинов). Но в своем осуществлении утопия неизбежно влечет за собой диктатуру. П. Вайль и А. Генис отметили, что жизнь Москорепа 2042 года – один к одному военно-казарменный коммунизм, Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым. Действительно похоже. Но – похожих в той мере, в какой склад мышления Троицкого, например, похож на слад мышления современных его сынов: С Куняева – с Лубянка .; К. Раша, считающего что сто офицеров всегда будут выше ста «граждан любых категорий».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Прочее о педагогике:

Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей
Применение педагогических технологий в образовании - это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации. Важно, чтобы педагог предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос как организовать детский колле ...

Факторы и особенности взаимоотношений тренера и спортсмена
В современном спорте резко возросла роль тренера. Успешность деятельности отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, на 60–70% зависит от деятельности тренера. Проводя ее своими учениками по 6–7 часов в день при 2–3-разовых тренировках на протяжении 8–10 лет, тренер ...

Влияние предметно-практического обучения на мотивацию в обучении
На уроках предметно-практического обучения в подготовительном классе закладываются основы для дальнейшего общего и речевого развития глухих школьников. В этом классе учащиеся знакомятся с объектами непосредственного окружения: игрушками, посудой, продуктами питания и др. Они узнают впервые слова и ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru