Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Деятельность классного руководителя в условиях современной школы » Воспитательная система в работе с классом

Воспитательная система в работе с классом

Страница 2

Если воспитательная работа построена правильно, то она дает возможность создавать большое количество ученических коллективов, не связанных напрямую учебной деятельностью: так, при подготовке фестиваля или конкурса КВН нет деления на экономистов, менеджеров, машиностроителей всем находится место и дело.

Предоставляя возможность ученикам с достаточно скромными учебными успехами реализовать себя в других сферах деятельности, образовательное учреждение тем самым повышает их самооценку и снимает агрессию по отношению к своим более успешным сверстникам.

Аргументов достаточно, чтобы классный руководитель, правильно понимающий свой педагогический долг, содействовал укреплению связей учеников класса со сверстниками. Эти контакты, безусловно, обогащают жизнедеятельность и класса, и учебного заведения.

Разработку воспитательной системы класса целесообразно закончить до завершения учебного года. Это позволит в течение продолжительного времени диагностировать состояние коллектива класса, определить его сильные и слабые стороны, чтобы к новому учебному году иметь готовый вариант воспитательной системы.

Нельзя не сказать еще об одном существенном моменте. В ряде научно-методических статей, пособий можно встретить рекомендации учебным заведениям самостоятельно разработать концепцию воспитательной системы. Основным документом, дающим ориентиры в этом направлении, является «Концепция воспитания в непрерывном образовании» (в системе общего и профессионального образования в России), и едва ли стоит разрабатывать свой вариант, который, безусловно, не только проиграет в качестве, но создаст ненужные сложности. Система воспитания должна быть предельно простой. Можно ведь ввести в нее сколь угодно пространственно-временных, причинно-следственных и других компонентов только что это даст практическому педагогу, кроме нежелания заниматься этим вопросом.

Целесообразно схему воспитательной системы в классе составить из следующих компонентов:

Цель деятельности.

Педагогические идеи (принципы деятельности).

Структурный ряд по вертикали (кто действует).

Структурный ряд по горизонтали (как действует, содержание деятельности).

Системообразующий вид деятельности.

Доминантный компонент (индивидуальность класса, основной вид деятельности).

Критерии эффективности воспитательной системы.

Модель специалиста.

Главным условием успешности функционирования, развития системы является определение цели, отвечающей потребностям общества и личности ученика. Например, в 9-ом классе такой целью может быть формирование навыков самообразования и самовоспитания, в 10-ом и 11-ом к службе в армии и т.д. В каждом конкретном случае цель формируется в зависимости от профиля учебного заведения особенностей контингента учеников, традиций и возможностей.

В зависимости от цели выдвигаются принципы деятельности (педагогические идеи). Так, в соответствии со сформулированной целью формирование навыков самообразования и самовоспитания принципы деятельности могут быть определены как: интеграция учебной и внеклассной воспитательной работы; ориентация на достижения отечественной и мировой культуры; преемственность и единство педагогических действий всех участников образовательного процесса.

Далее устанавливается состав участников образовательного процесса (кто действует). Применительно к деятельности классного руководителя это коллектив учеников; актив класса; личность ученика; родители; преподаватели и психолог.

Системообразующим видом деятельности может быть получение специальности, это главная цель как учеников, их родителей, так и учебного заведения. Вместе с тем у каждого класса есть свое любимое занятие. Для одного – это спорт, для другого техническое творчество, для третьего художественная самодеятельность, для четвертого туристические путешествия по родному краю. Виды деятельности могут меняться в зависимости от возраста, других причин. Естественно, тот или иной вид активной деятельности (назовем его доминантный компонент) определяет индивидуальность класса и является элементом воспитательной системы.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Вызывание спонтанной речи
Вызывание спонтанной речи – наиболее трудный и ответственный момент. Повторенная много раз в одной и той же ситуации фраза вызывает у ребенка желание повторить ее. В новой ситуации ребенку опять нужно напоминать уже произнесенное слово. Спонтанная речь может появиться в процессе эмоциональной игры. ...

Музыкально-дидактические игры как часть музыкального воспитания дошкольников
У детей пяти-шести лет интерес к музыке проявляется ярче. Они не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но избирательно относятся к различным его сторонам, например, больше любят танцевать, чем водить хороводы. Дети могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как, на ...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей 6-7 лет
В процессе музыкального воспитания детей 6-7 лет решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве (певческая деятельность, игра на музыкальн ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru