Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Современные представления о воспитании

Современные представления о воспитании

Страница 1

Традиционно к основным факторам развития личности относят среду, наследственность и воспитание, а также собственную активность личности.

Еще в 17 в. основоположник английской педагогики Джон Локк выступал против теории «врожденных идей», считая, что душа ребенка – чистая доска, а нравственные качества и знания человека есть результат определенных жизненных обстоятельств и воспитания.

В настоящее время предлагается несколько различных концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Д. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым. Общим в обеих концепциях является утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существующему жизненному укладу и социальному устройству. Как писал Монро, «мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».

Многие исследователи относят начало зарождения воспитания как особого вида человеческой деятельности к периоду 40-50 тысяч лет назад. Зачатки педагогической деятельности были вплетены в бытовую действительность людей, педагогические представления развивались только на уровне обыденного сознания. Педагогическая деятельность сводилась к практическому воспитанию, средством которого были традиции, а знаковым оформлением устный фольклор.

В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности Малой и Средней Азии и Древнем Китае, происходит усложнение социального устройства общества, связанного с его имущественным расслоением. При этом начинают оформляться различия в образах жизни различных социальных групп, что привело к качественному изменению смысла и содержания воспитания.

Начало истории школы как социального института, решающего ряд воспитательных задач восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-ому тысячелетию до н. э.

В древнейших государствах воспитание осуществлялось преимущественно в семье.

В целом оформление воспитания как особого вида деятельности связано с социальной стратификацией общества, когда появились сообщества людей, отличающие себя от другого первобытного окружения посредством наличия особого уклада жизни и правил поведения, структурирующих взаимодействие отдельных членов сообщества. Таким образом, можно говорить о появлении первых форм культуры и воспитания как особо выстроенной деятельности по введению индивида в существующие культурные контексты и правила социального поведения.

На ранней стадии развития человечества воспитание было слито с социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, ритуальной, бытовой), и ограничивалось освоением опыта и житейских правил, передававшегося из поколения в поколение. Причем, разделение труда между мужчинами и женщинами обусловливало различие в воспитании (точнее, в социализации) мальчиков и девочек.

С усложнением труда и жизнедеятельности увеличился объем знаний, умений, навыков, которые должен усвоить человек. Постепенно это привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Все более важную роль начинает играть систематическое обучение, формы которого со временем дифференцируются. Так, уже в родовой общине люди специализировались в передаче опыта младшим ее членам в тех или иных видах деятельности (охотники, рыболовы и др.). Причем, все дети получали примерно схожее воспитание, которое в целом можно рассматривать как своеобразное естественное воспитание. «В раннеклассовых общинах цели и содержание воспитания определялись, прежде всего, социально-экономическими отношениями и идеологией общества». Воспитание ориентировалось на привитие человеку положительно оцениваемых в обществе качеств, приобщение к культуре и на развитие задатков и способностей в соответствии с классовой принадлежностью. Специализированные общественные и государственные институты воспитания, появились сначала для детей господствующих классов, в первую очередь заинтересованных в сохранении своей субкультуры.

В средние века возникли институты воспитания для детей торговцев и ремесленников – ремесленные и цеховые школы, гильдейские школы. С развитием мануфактурного и фабричного производства появилась система школ для детей рабочих, дающих минимум образовательных и профессиональных знаний и умений, позднее были организованы школы для детей крестьян. Во всех учебных заведениях большое место занимало религиозное воспитание, выступавшее идеологическим основанием.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в
На проявление патриотизма в России и формирование национального направления образования в XIXв повлияла европеизация общества в период правления Петра I. Всякий человек, поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западничество считалось одним из проявлений патриотизма. Однако ...

Предлагаемые ролевые игры при обучении говорению
Предлагаемая ниже игра применяется на заключительном этапе 10 цикла УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательной школы» “What do you know about your family?”. Игра строится на материале, усвоенном на предыдущих уроках, где ученики учились задавать следующие вопросы и отве ...

Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания
Метод проектов, разработанный зарубежными педагогами, а затем адаптированный к российским условиям отечественными учеными начала XX века, долгое время был предан забвению. Его возрождение началось с 1990-х годов. Однако применение метода проектов в современных условиях требует специального историко ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru