Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Деятельность классного руководителя в условиях современной школы » Работа с коллективом класса

Работа с коллективом класса

Страница 1

Коллективный опыт и коллективные нормы сопровождают человека всю жизнь. В любом возрасте влияние коллектива на личность очень значительно и разлад с ним воспринимается очень остро. Особенно болезненно разлад с коллективом сверстников воспринимается в юном возрасте, когда потребность в общении очень велика. Это состояние приводит ученика к унизительному ощущению собственной неполноценности, ущемленности и воспринимается как трагедия. Молодой человек теряет веру в себя, замыкается, обиженный и оскорбленный, либо теряет чувство собственного достоинства.

Воспитание в коллективе является одним из ведущих принципов в отечественной педагогике, и по этому вопросу написаны горы книг. Тем не менее сегодня существует мнение, что коллектив не нужен, что теория коллектива это порождение коммунистической идеологии, для которой отдельная личность не имела никакого значения, ее подавляли и унижали. Поэтому вообще не нужно создавать коллективы, нужно только уважать другого человека. Думается, что дискуссии подобного толка и бесперспективны, и непрофессиональны.

Ученический коллектив в известном смысле похож на производственный. Ему нужен результат, общение и деятельность важны и нужны не сами по себе, а в связи с определенной целью: получить образование, специальность.

Статус ученика в корне меняет его положение в обществе. Он хочет быть независимым и стремится стать им, освобождается от прежних прочных связей с семьей и становится во многих отношениях на собственные ноги. У ученика множество обязанностей, которые реализуются вне семьи, появляются межличностные контакты, он часто оказывается перед необходимостью сделать выбор.

Ориентация личности формируется, как известно, наиболее ярко в двух видах деятельности: познавательной и коммуникативной. Ставя задачу реализовать заложенный в них потенциал, классный руководитель в работе с классом может выделить следующие важные аспекты: формирование мировоззрения; формирование социально ценных и профессионально важных качеств личности; организация деятельности; создание качества педагогических условий; организация коллектива.

Создание благоприятной психологической атмосферы, качества педагогических условий – важнейший воспитательный результат, необходимое условие успешности любого вида деятельности в классе учеников. Организация коллектива не может рассматриваться как цель, но прежде всего как средство для достижения результатов в учебной и воспитательной работе.

Наблюдения за работой педагогов по установлению благоприятной атмосферы в классах убеждают, что лучшие результаты во всех отношениях достигаются там, где этому вопросу уделяется должное внимание.

Существенное влияние на качество педагогических условий в коллективе оказывают малые классы, в которые объединяются ученики по взаимным симпатиям и интересам. Интересы могут быть самыми разными: вместе они занимаются спортом или бальными танцами, организуют вокальный ансамбль или студию эстрадной миниатюры. Это золотой фонд класса, конечно, при умелой организации работы с ними. Как правило, эти ученики не доставляют учебному заведению неприятностей ни с успеваемостью, ни с посещаемостью, ни с поведением. Чаще всего именно они являются душой класса, умеют и проявить инициативу, и организовать любое мероприятие. Поэтому надо не только поднимать статус и престиж этих учеников, но и предоставить им возможность вовремя устранять трудности в учебе, если они у них появились. Поддержка этой категории учеников очень важна для правильной организации работы коллектива.

Однако не всегда интересы малых групп имеют позитивную ориентацию. Наличие в коллективе малых групп, имеющих скрытую или открытую отрицательную направленность, не такое уж редкое явление. В этой ситуации классному руководителю целесообразно, прежде всего, определить направленность интересов этих групп; выявить лидера и определить место каждого ученика в структуре взаимоотношений; постараться нейтрализовать влияние групп в коллективе и переориентировать учеников на другие виды деятельности.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Как подготовить и провести урок в классах гуманитарного профиля
Ведущие тенденции развития современной школы – гуманизация и гуманитаризация образования. Ученые и практики пришли к осознанию необходимости такой организации обучения, которая учитывала бы, прежде всего индивидуальные особенности учащихся. Один из путей решения поставленной проблемы - дифференциро ...

Утилизация твердых и смолистых отходов
Наиболее крупная проблема–комплексное использование отходов углеобогащения и охрана окружающей среды при работе углеобогатительных фабрик. Масштабность этой проблемы характеризуется тем, что уже в 1980 г. углеобогатительные фабрики страны ежегодно перерабатывали 300 млн. т угля, получая 50 млн. т т ...

Сравнительный анализ педагогических взглядов Платона и Д. Локка. Задачи воспитания
Воспитание конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества. Вопрос о целях воспитания всегда вызывал дискуссию, так как реальные цели специфичные не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru