Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Трудовое воспитание в детском доме » Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот

Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот

Страница 1

Трудовая деятельность приобретает в воспитании детей-сирот исключительно важное значение. Труд рассматривается и как своеобразное лекарство, способствующее развитию необходимых личностных качеств, и как наиболее важный компонент социализации, и как основное средство жизненного самоопределения, самоутверждения и самореализации.

Специфика трудового воспитания детей-сирот обусловлена влиянием ряда факторов. Как уже отмечалось, развитие детей-сирот характеризуется не только отставанием в развитии, но и формированием специфических черт характера и поведения, учет которых необходим при организации трудовой деятельности. Ребенок, оставшийся без родителей, нуждается в том, чтобы ему создали такие условия, которые способствовали бы пробуждению личностных ресурсов саморазвития и преодоления жизненных трудностей.

Каждому педагогу известно, что труд может возвышать человека, а может разрушать его психику и здоровье. Реализация возможностей труда как фактора социального становления детей-сирот зависит от того, как он организован. Педагогически целесообразное построение трудовой деятельности детей-сирот позволяет успешно преодолеть трудности их социализации и подготовить к достойной самостоятельной жизни.

Труд для детей-сирот является одним из главных факторов, определяющих выбор ребенком профессии, а значит и своей судьбы. Не может состояться жизнь человека без любимого дела, позволяющего обеспечить достойную жизнь. Именно разнообразная трудовая деятельность в учреждении и за его пределами позволяет выявить профессиональные способности, склонности ребенка, сформировать устойчивый интерес к профессии, стремление к получению соответствующего образования. Для ребенка-сироты это особенно важно и сложно, поскольку ребенку из семьи поддержку в решении этого вопроса оказывают родители, используя все возможные ресурсы семьи для обеспечения будущего своего ребенка.

В трудовой деятельности дети осваивают систему социальных ролей, необходимых для будущей самостоятельной жизни. Вряд ли может стать сирота хорошим семьянином, если не приобретет важные трудовые навыки и умения организации своего быта: приготовить еду, навести порядок, рассчитать свой семейный бюджет и т. д. Опыт заботы о других людях воспитанник также приобретает в трудовых разновозрастных объединениях, «семьях» (разновозрастных группах, которые формируются для совместного проживания и труда), тем более что эта система взаимодействия частично компенсирует отсутствие полноценной семейной жизни ребенка.

В процессе трудовой деятельности происходит социальное закаливание ребенка-сироты, он учится преодолевать различные трудности, чтобы быть способным жить самостоятельно и решать сложные проблемы, которые неизбежно возникают у каждого человека. Труд формирует волевые качества в ситуациях преодоления сложностей и принятия ответственных решений.

Важно, что в процессе трудовой деятельности ребенок приобретает навыки взаимодействия с различными людьми, осваивает опыт деловых отношений, что позволит ему успешно адаптироваться в любой производственной организации.

Именно в труде особенно эффективно формируются организаторские и коммуникативные умения, которые позволят выпускнику реализовать свои профессиональные и жизненные планы. Самый элементарный вариант — организация дежурства в своей комнате — требует взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, умений решать вопросы в конкретной ситуации, предъявлять требования к другим, что способствует формированию опыта общения и коммуникативной культуры в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Понятие «ценность», «ценностное отношение»
Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности. В понятие «ценность» изначально заложен положительный смысл: ценность есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему стремимся и что хотим осуществить. Ц ...

Методы обучения
Метод – это способ достижения цели. Метод обучения – это способ целенаправленного взаимодействия педагога и студентов по достижению дидактических целей. Методы обучения определяются целями обучения и содержанием образования. Современный характер образования, устанавливающий приоритет способа над ре ...

Роль туризма в учебно-воспитательной работе средней школы
Задача современного педагога не только учить ребят, но и воспитывать. Главная цель учителя – за годы совместного общения со школьниками сделать все возможное, что бы каждый юноша, каждая девушка стали личностью, социально подготовленной к работе и жизни в условиях нового времени. Каждый педагог и к ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru