Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Трудовое воспитание в детском доме » Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот

Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот

Страница 2

В отечественной и зарубежной практике накоплен определенный опыт по основным направлениям трудового воспитания: самообслуживанию, трудовому обучению, профессиональной ориентации, профессиональному образованию и т. д. Историческая практика свидетельствует о том, что с момента возникновения сиротских учреждений и на протяжении всей истории их существования учредители всячески пытались сделать из своих подопечных приспособленных к жизни граждан. Государственные и частные учреждения ставили своей целью воспитать достойных, способных обеспечить себя средствами к существованию людей. В воспитательных домах, частных приютах готовили представителей разных сословий и разных специальностей — от гувернантки до будущего офицера.

После революции происходило преобразование приютов и сиротских домов в государственные детские дома, появились учреждения разных типов для беспризорников. В эти годы создавались детские трудовые (промышленные и сельскохозяйственные) коммуны для несовершеннолетних правонарушителей 12—17 лет. Эти учреждения отличались специфичностью контингента, раздельным воспитанием и некоторыми организационными принципами: полное самообслуживание, производственный труд, оплата труда подростков в мастерских, частичная самоокупаемость учреждения.

Заслуживает особого внимания опыт А. С. Макаренко — не только потому, что он уделял особое внимание трудовому воспитанию детей-сирот, но и еще потому, что сегодня сложилась сходная ситуация сиротства: его масштабы, огромная армия беспризорников и правонарушителей, безучастное и равнодушное отношение общества к этой категории детей (в отличие, например, от сирот послевоенного времени).

В колонии для несовершеннолетних правонарушителей им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко создал практическую систему коллективного воспитания, в основе которой была заложена трудовая деятельность подростков в сочетании с учебной.

В. Н. Сорока-Росинский в 1920—1925 гг. работал в школе для трудновоспитуемых им. Ф. М. Достоевского (ШКИД). Он решительно выступал против понимания большинства этих детей как морально, а тем более психически дефективных. Большинство своих воспитанников он относил к одаренным натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада.

В. Н. Сорока-Росинский теоретически обосновал и апробировал на практике оригинальную систему воспитания сирот на основе развития их творческих способностей. Большое внимание педагог уделял трудовому воспитанию сирот, прежде всего организации учебно- познавательного труда (10 уроков ежедневно), и самостоятельной творческой деятельности воспитанников, способной дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти де- ти16. Многие его выпускники стали журналистами, учеными, писателями. В летний период воспитанники выезжали на дачу, где организация их жизни полностью зависела от самообслуживающего труда.

Если обратиться к зарубежному опыту трудового воспитания детей-сирот, то в исторической практике XVIII—XX вв. интересен опыт таких известных педагогов, как А. Г. Франке (Германия), И. Г. Песталоцци (Швейцария), Я. Корчак (Польша), Г. Гмайнер (Австрия). Все они придавали огромное значение трудовому воспитанию детей-сирот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Одним из центральных понятий в нашей работе является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей. В современной психологической науке не существует однозначной интерпретации понятия «творчество». Все определения понятия « творчество» были условно разделены на четыре группы, ка ...

Содержание аналитико – синтетического метода обучения грамоте
Возвращение звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в начальную школу произошло в 30-40 годы прошлого века под влиянием требования повысить грамотность письма школьников. Звуковая работа снова стала востребованной для повышения грамотности письма и была введена в значительном объ ...

Психолого- педагогическая диагностика самоконтроля у младших школьников
На сегодняшний день существует масса методик для определения уровня самоконтроля у учащихся. Татьяна Николаевна Князева – доктор психологических наук предложила следующие критерии оценки самоконтроля у школьников начальных классов. Показатель Критерии сформированности показателя и степень их выраже ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru