Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Трудовое воспитание в детском доме » Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот

Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот

Страница 3

А. Г. Франке — родоначальник организованной системы сиротских домов и приютов в Германии. Исключив в своих учреждениях так называемые мирские развлечения, широко использовал «рекреационные упражнения» — образовательные прогулки с наглядным ознакомлением с трудовыми процессами в мастерских ремесленников и др. Учебные занятия чередовались с практическим обучением ремеслам и обслуживающему труду. В современной Германии до сих пор в некоторых образовательных учреждениях распространено так называемое «двойное» образование: два дня — занятия в школе и три дня — производственное обучение. При такой системе трудовое обучение становится более эффективным, так как теория непосредственно имеет выход на практику, и выпускники приобретают профессиональную квалификацию осознанно. Обучающиеся заинтересованы в результатах своей работы, так как видят связь учебных курсов с будущей работой.

И. Г. Песталоцци выдвинул положения о развитии самодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудом. Он критиковал современную ему профессиональную подготовку молодежи, сводившуюся к овладению «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии». Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как неотъемлемую часть своего метода, он высказывал мысль о создании «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками. В современном зарубежном опыте сохранилась эта идея о развитии трудовых компетенций («азбука умений») через сочетание учебного и производительного труда в образовательном процессе.

Я. Корчак, польский педагог начала ХХ в., детский писатель, директор «Дома сирот» в Варшаве, важное место в системе воспитания отводил труду. Я. Корчак совместно с детьми разработал систему дежурств — «трудовую вахту детей», определил виды работ, установил трудовую дисциплину, ввел самооценку проделанной работы. Дети сами выбирали себе занятие на месяц. Их обязанностью было поддерживать чистоту в комнатах, коридорах, во дворе, подметать и мыть полы, чистить мебель, помогать на кухне, в библиотеке, в переплетной, столярной и швейной мастерских. Ежедневные дежурства по графику заставляли детей уважать всякий труд. «Я борюсь за то, чтобы в "Доме сирот" не делили работу на "черную" и "чистую", на "умную" и "глупую"»17, — писал Корчак.

Г. Гмайнер, основатель детских деревень «СОС-киндерудорф», широко распространенных по всему миру, в том числе и в современной России, уделял большое внимание занятиям матерей-воспитательниц с детьми ручным трудом, рукоделием, совместному с детьми планированию ведения домашнего хозяйства, обустройства территории, занятиям сельскохозяйственным трудом, работе на приусадебном участке.

Краткий исторический обзор отечественного и зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы. Одним из самых эффективных инструментов для формирования и развития личности ребенка-сироты является трудовое воспитание. Труд рассматривается всеми педагогами как важнейшее средство социализации ребенка, приобщения его к общечеловеческим ценностям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста
Цель: разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения. Задачи и направления: 1) провести первичную диагностику уровня одаренности у детей младшего школьного возраста; 2) разработать комп ...

Основные средства воспитания физической культуры
К основ­ным средствам воспитания физической культуры школьников от­носятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются дви­гательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами фи­зи ...

Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии
В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющимся источником творчества. Материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остаетс ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru