Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Трудовое воспитание в детском доме » Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот

Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот

Страница 4

Нельзя не сказать про тот факт, что детский коллектив рассматривается как мощное средство трудового воспитания. Ребенок постоянно проживает в детском коллективе, который его формирует, так как с самого раннего возраста происходит усвоение им форм поведения, образа жизни детского коллектива, погружение в ту ценностную среду, которая создана в учреждении. Именно коллектив формирует и развивает в ребенке социально-значимые качества, оказывает непосредственное влияние на его личность

Педагоги, работающие с детьми-сиротами, должны заботиться, прежде всего, о получении детьми жизненно важных знаний, приобретенных опытным путем («педагогическое производство» — по Макаренко), направлять все усилия на формирование у детей привычек физического, психического и социального здоровья, а не передачу готового знания.

Совершенно очевидно, что эффективность трудового воспитания в учреждении во многом определяется наличием государственных гарантий по обеспечению социальной защиты ребенка после выхода из учреждения.

Среди проблем трудового воспитания, на которые указывают руководители и специалисты детских учреждений, нужно выделить следующие:

— самой серьезной проблемой является низкая мотивация детей к трудовой деятельности; детей не удается привлечь к труду, они безынициативны, ищут любые возможности уклониться от трудовых поручений, у многих детей складывается представление о труде как о некой повинности, нелегком бремени;

— сама система не позволяет детям трудиться, так как выстроена по принципу необходимости обезопасить ребенка от возможных трудностей; труд в мастерских для многих является развлечением, к нему не относятся серьезно, занятия в них построены на добровольных началах; дети привыкают бездельничать, бродяжничать, попадают в различные асоциальные группировки;

— учреждения для детей-сирот, как правило, переполнены; у детей имеется целый спектр проблем, которые необходимо решать комплексно, а на приучение к труду у специалистов не остается времени;

— многие специалисты не владеют эффективными технологиями и методами работы с дезадаптированными и педагогически запущенными детьми, имеют слабые представления об особенностях психического развития детей-сирот, занимают непрофессиональную педагогическую позицию;

— массовая школа, в которой обучаются дети-сироты, не заинтересована в установлении сотруднических отношений с детским учреждением;

— во взаимодействии с социумом детское учреждение занимает позицию «благодарного получателя» помощи и материальной поддержки;

— распространен знаниевый подход к профессиональному образованию.

Наряду с заинтересованностью государственных структур и ведомств, а также частными инициативами в решении проблем трудовой подготовки к самостоятельной жизни выпускников детских учреждений, можно выделить и ряд серьезных проблем, условно разделяемых на внешние и внутренние.

Начнем с внешних.

Первая проблема заключается в том, что государство и общество всецело заинтересовано в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни, в их успешной социализации, однако обучать ребенка в детском учреждении необходимым трудовым навыкам согласно существующим нормам организации жизнедеятельности детей-сирот (нормы СанПина, пожарной инспекции и пр.) запрещено. Дети-сироты не участвуют в ведении домашнего хозяйства, не планируют бюджет, не оплачивают коммунальные услуги, не распределяют доходы, не планируют расходы, они привыкают к иждивенчеству. Дети не могут приготовить себе элементарную пищу, сходить в магазин; в некоторых учреждениях им даже нельзя убирать помещения — комнаты убирают уборщицы. Иногда можно натолкнуться на удивительные явления: в столовых детям не разрешается пользоваться вилками в целях общей и личной безопасности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности
Рассматривая содержание нравственного воспитания, автор отмечал, что оно должно быть направленно на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не ...

Методика работы над словами различной слоговой структуры
Речь ребенка, страдающего алалией, изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Про ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru