Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Трудовое воспитание в детском доме » Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме

Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме

Страница 1

Батышев С.Я. отмечал, что координированный план работы всего педагогического коллектива по трудовой подготовке детей-сирот должен представлять собой систему организации деятельности, в которой можно выделить четыре этапа:

Этап 1. Фронтальные занятия. Основными образовательными задачами этих занятий являются:

выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умений по теме;

восполнение дефицита имеющихся у детей представлений и знаний, сообщение новых знаний;

формирование «первоначальных», «первичных» навыков, т. е. верное выполнение учащимися двигательной программы трудовых процессов с получением необходимых практических результатов;

уточнение и систематизация представлений и знаний детей;

расширение, развитие социально-бытовых представлений, знаний и умений.

Первое занятие, доминирующей задачей которого является выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умений по изучаемой теме, может проводиться воспитателем, который затем информирует воспитателя о компетенции детей в рамках этой темы. Полученные сведения дают возможность педагогам конкретизировать задачи для последующей совместной образовательной работы, т. е. определить, какие знания и умения необходимо формировать у воспитанников первоначально, какие уточнять, систематизировать, какие закреплять, а какие расширять, развивать. На основе выделенных задач педагоги намечают совместный план работы по теме. Такой подход позволяет и педагогу, и воспитателю определить основные акценты в собственной планируемой деятельности, осуществлять свою работу более четко, целенаправленно, а кроме того, учитывать реальные нужды детей в плане трудового воспитания и избегать ненужных усилий и затрат времени на то, что детям хорошо знакомо.

Следует заметить, что для воспитанников детского дома характерен, как правило, разный уровень социально-бытовой осведомленности и опыта. Поэтому даже у детей одной группы, исходя из начальной диагностики имеющихся у них представлений, знаний и умений, акценты в содержании образовательной работы, ее задачи по одной и той же теме могут быть различными.

Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям по трудовой подготовке, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть: традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии; занятия-игры; занятия-путешествия (например: «Путешествие в страну Грязнулию», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в Заколдованную (или Перепутанную) страну»); занятия- практикумы.

Занятиям-практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением; приготовлению простейших блюд) желательно давать занимательные названия, что повышает интерес воспитанников к ним (например: «Шустрая иголочка», «В гостях у Ухти-Тухти, ловкой прачки», «Умелые руки», «В царстве мыльных пузырей»).

Целесообразно, чтобы для проведения ряда занятий-практикумов в детском доме было отведено специально оборудованное помещение.

Во время проведения фронтальных занятий любого типа деятельность детей может организовываться различным способом, например:

коллективная - совместная работа воспитанников на занятии: ответы на вопросы педагога, поставленные всей группе; составление плана работы или описание предмета в процессе коллективной беседы; игры; упражнения; отгадывание загадок и т. п.;

групповая форма организации деятельности детей на занятии: воспитанники могут выполнять задания в парах; объединяться в небольшие группы по 3-4 человека; делиться на команды.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и О.А. Дьяченко
Леонид Абрамович Венгер – выдающийся отечественный психолог, разработавший оригинальную концепцию познавательного развития ребенка в дошкольном возрасте. Александр Владимирович Запорожец оставался для Л.А. Венгера учителем на всю жизнь. Он во многом определил подход Л.А. Венгера к пониманию развити ...

Организация педагогического процесса и формы организации учебной деятельности
Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения. Рассмотрим базовые понятия дидактики. Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные сторон ...

Анализ опытной работы по формированию познавательного интереса в семье
Опытная работа по формированию познавательного интереса в семье осуществлялась в школе №30 г. Кирова в 10б классе и МОУСОШ с. Бобино в 9 классе. Опытная работа проводилась в несколько этапов. I этап: На данном этапе была поставлена следующая задача – узнать интересы и увлечения родителей и детей в ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru