Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Трудовое воспитание в детском доме » Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме

Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме

Страница 3

Многие знания, навыки и умения закрепляются и совершенствуются в процессе режимных моментов, например, утреннего и вечернего туалета, переодевания, посещения столовой, прогулки. Однако это не происходит само собой. Воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями, поступками, общением детей, следить за соблюдением ими изученных правил, использованием формируемых знаний. Если же педагог не обращает внимания на не соответствующее формируемым на занятиях знаниям поведение, общение детей, выполнение трудовых процессов, более того, - сам не следует им, то дети приходят к выводу о необязательности применения того, чему они учатся на занятиях. Конечный результат педагогических усилий на занятиях будет равен нулю.

Дети-сироты очень нуждаются во внешней регуляции их поведения, поэтому на первых порах следует руководить применением воспитанниками даже известных им знаний и умений. Однако педагогическое руководство деятельностью детей не исчерпывается лишь прямым указанием на необходимые для ребенка действия. Более эффективным является руководство с помощью целенаправленных вопросов (например: «Что ты забыла сделать?», «Из какой посуды мы едим?», «Как ты попросишь подать хлеб?», «С чего надо начать уборку класса?»), прямых и общих замечаний (прямое: «Проверьте, правильно ли положены ложки», общее: «Дети, проверьте свою работу»). Такое руководство имеет и развивающее значение.

Большинство формируемых на занятиях знаний и умений можно закреплять в разнообразных играх детей - дидактических и сюжетно-ролевых, а также в рисовании, выполнении аппликаций из пуговиц, вышивании и т. п. В качестве ситуаций, закрепляющих определенные знания и умения, могут выступать и чаепития, сладкие столы в честь именинников, праздники и т. п. При формировании трудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей. Она может организовываться в следующих формах: поручения, дежурства, коллективная деятельность.

Поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Поручения могут быть простыми и сложными; разными по объему; коллективными и индивидуальными; эпизодическими, кратковременными и долговременными.

Рассмотрим, например, каким разным по сложности может быть для ребенка, казалось бы простое поручение - полить комнатные растения:

Полей это растение.

Полей герань (это поручение, кроме полива, требует от ребенка еще и поиска названного конкретного растения).

Определи, надо ли полить это растение?

- Определи, какие растения надо полить? Дифференцируется также и объем поручения, например, одному воспитаннику поручается выполнить один конкретный трудовой процесс (скажем, полить цветы), а другому - их комплекс (выполнить все освоенные работы по уходу за растением).

Поручения различны и по времени, в течение которого ребенок отвечает за порученное дело. Постепенно детям становятся доступны долговременные поручения, например:

в течение определенного времени (несколько дней, неделя) ребенок отвечает за выполнение им какого-нибудь дела (например, поливать комнатные растения в классе либо выполнять другой вид ухода);

за ребенком закрепляется уход за конкретным растением, он как бы становится его хозяином.

Поручения могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда задание поручается небольшой группе детей. В этом случае задача педагога - научить детей договариваться между собой о том, кто что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, если он работает в коллективе.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Изучение морфологических написаний звонких и глухих согласных в конце и середине слова
В младших классах вспомогательной школы обучение данным правилам ведется на уровне фонетических занятий. Написание звонких и глухих согласных устанавливается "не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце слова с согласными ...

Психолого-педагогические основания применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
Личностный подход к процессу обучения и воспитания младших школьников позволял изучать окружающую среду, «вмешиваться в живую жизнь». Этой же цели служили экскурсии. Основные требования к проведению экскурсий заключались в «моторности», самодеятельности и самостоятельности детей, в разработке матер ...

Психологические особенности юношеского возраста
Образовательный возраст определяется типом ведущей деятельности, типичными ситуациями, в которые включается ученик, задачами, которые он решает, а также отношениями, в которые он включается в образовательном сообществе. В концепции Д.Б.Эльконина в юношеском возрасте формируется нравственное мировоз ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru