Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Трудовое воспитание в детском доме » Диагностика трудовых навыков воспитанников детского дома

Диагностика трудовых навыков воспитанников детского дома

Страница 1

Направленности внимания и усилий педагогов на продвижение каждого ребенка в трудовой области может эффективно содействовать педагогическая диагностика, позволяющая осуществлять контроль за динамикой усвоения детьми необходимых знаний и умений. Учитель и воспитатели совместно составляют карты контроля с перечнем основных умений по теме, какими должны овладеть воспитанники. Уровень овладения представленными в списке умениями фиксируется по графам: «не выполняет», «выполняет в совместной деятельности», «выполняет с частичной помощью», «выполняет под контролем взрослого», «выполняет самостоятельно». Целесообразно выделить и графу «ошибки», где отмечается характер ошибок ребенка.

Если уровень сформированности каких-либо из выделенных умений, например, выполнения трудового процесса, соответствует графам «выполняет в совместной деятельности» или «выполняет с частичной помощью», то целесообразно на данный трудовой процесс сделать отдельно развернутую карту углубленного его изучения. Она должна содержать состав основных трудовых операций, приемов, действий и критерии их правильного выполнения. Производимый на такой основе детальный анализ формируемого умения, трудового процесса, выявляет ошибки и трудности, мешающие детям достичь нужного результата.

Соответствующие сведения целесообразно фиксировать в начале и в конце проводимой работы по теме, т. е. осуществлять начальную и итоговую диагностики. Необходимо проводить и текущую диагностику. Это позволяет своевременно корректировать процесс обучения, уточняя его содержание, используемые методы и приемы, а также формы организации деятельности каждого ученика.

При изучении трудовых возможностей воспитанников целесообразно учитывать следующие факторы:

Целевая сторона деятельности.

1. Использование сенсорных эталонов (представлений о прямой линии, плоскости, прямоугольной форме, круге и т. п.) и линейного глазомера.

2. Осознание конечной цели учебно-трудового задания. Усвоение устройства образца изделия (формирование образа конечного результата труда).

3. Усвоение заданного учителем плана работы. Самостоятельное планирование (рациональность определения технологической последовательности, умение преобразовывать исходный материал с использованием предметной карты и во внутреннем плане - без опоры на предметные результаты промежуточных действий).

4. Усвоение знаний (понимание объяснения, воспроизведение и применение знаний).

Исполнительная сторона деятельности.

1. Понимание необходимости контрольных действий, включение в трудовой процесс действий самоконтроля с остановкой работы. Характер и качество действий самоконтроля.

2. Применение в процессе работы ранее усвоенных правил (например, правил безопасности работы) и приемов умственной деятельности (например, вычислений).

3. Особенности формирования и переноса двигательных и сенсорных трудовых навыков.

4. Наличие соматических дефектов, затрудняющих исполнение (недостатки зрения, внимания, двигательной сферы, физическое недоразвитие, текущие заболевания, пороки внутренних органов).

Энергетическая сторона деятельности.

1. Обусловленная активностью учащегося производительность труда.

2. Степень утомления, ее изменение в течение занятия. Зависимость утомления от характера работы.

3. Отношение учащегося к трудовому обучению в целом и к конкретным видам трудовых заданий.

4. Эмоциональное состояние и проявление волевых качеств в процессе работы. Изменение эмоционального состояния под влиянием педагогических воздействий.

5. Наличие нейродинамических нарушений, влияющих на активацию трудовой деятельности (патологическая инертность или возбудимость, цереброастеннческий синдром).

Целенаправленный контроль за развитием определенных знаний, навыков и умений каждого ребенка влечет за собой неформальный подход педагогов к процессу обучения и воспитания - отход от так называемой «педагогики мероприятий» и направленность педагогических усилий на достижение конкретных результатов каждым учеником, на совершенствование собственной педагогической деятельности.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Подбор дидактического материала для разработки фрагмента электронного учебника по теме «Моделирование лифа» дисциплине «Моделирование лифа»
В энциклопедии профессионального обучения дается следующее понятие дидактического материала: Дидактический материал – средство обучения, вид учебных пособий, содержащий исходные данные, используя которые учащиеся преодолевают конструкторскую работу, необходимую для выполнения поставленной перед ним ...

Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За 30 лет после принятия ООН «Декларации прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимос ...

Понятие интеллектуального развития дошкольника
На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляц ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru