Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Влияние рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников » Сравнительная характеристика методик рисуночной терапии

Сравнительная характеристика методик рисуночной терапии

Страница 1

Техника медитативного рисунка — мандала

Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций — мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг» .

Понятие мандалы было внесено в западную психологию К. Юнгом. Он открыл ее, занимаясь собственным психоанализом.

Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой.

В некоторых случаях рисование мандал используется в контексте инсайт-ориентированной психотерапевтической работы. Это во многом напоминает юнгианский анализ, когда клиент рисует в круге определенного размера серию композиций, а затем обсуждает их с психологом, что позволяет ему прийти к лучшему осознанию переживаемого им состояния, а также тех или иных препятствий, стоящих на пути его личностного роста.

В других случаях создание мандал протекает, в основном, в форме самостоятельной работы клиента, хотя он также время от времени обсуждает свои рисунки с психологом. В этом случае позитивный результат достигается за счет гармонизирующего воздействия самой процедуры рисования наличность клиента, которому таким образом часто удается достичь релаксации и психического равновесия.

Кроме этого, техника рисования мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой.

Технику рисования мандал можно использовать как при индивидуальной, так и при групповой арт-терапии. В частности, ее можно включить в работу с тематически ориентированными группами. В этом случае возможно не только рисование участниками индивидуальных мандал и их последующее обсуждение, но проведение коллективной работы с использованием разнообразных материалов и средств.

Каждая мандала — это композиция символов и цветов. Мандала работает наилучшим образом, если она создана самим человеком. Мандала может отразить изменения внутреннего состояния клиента (взрослого или ребенка). В качестве примера можно привести две мандалы, выполненные мальчиком 12 лет. Первая мандала была сделана в начале курса арт-терапевтических занятий, вторая — по окончании занятий.

Одной разновидностью рисунка в круге является цветовое колесо. Создание цветового колеса можно использовать в качестве подготовительного упражнения при работе с мандалой . Цветовое колесо — это инструмент, помогающий клиентам стать более чувствительными к цветам. Поскольку работа предполагает взаимодействие с полным спектром цветов, это уже само по себе может помочь прийти в состояние равновесия.

Техника направленной визуализации

В арт-терапии совместное изотерапией используется также техника направленной визуализации — направление потока воображения клиента в определенное русло.

Техника направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой включает в себя четыре этапа.

Первый этап.

Настройка на визуализацию

Положение тела в пространстве может быть разным, в зависимости оттого, какая степень релаксации требуется данному клиенту. Релаксация может быть различной глубины. При поверхностной релаксации клиент сидит, закрыв глаза, и слушает рассказ; при релаксации средней степени клиент лежит в удобной позе; при глубокой клиент лежит, прислушиваясь к своему дыханию, концентрируя свое внимание на телесных ощущениях, на процессе расслабления. Уровень релаксации зависит от степени готовности клиента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Цель, задачи и принципы эстетического воспитания. Признаки и критерии эстетической воспитанности
Роль эстетического воспитания трудно переоценить. Уже в древности встречаются мысли об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха: Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задаёт один и тот же вопрос: «зачем ты ...

Планирование и контроль администрацией школы работы учителей в общеобразовательной школе
В наступившем ХХI веке происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются вариативное содержание образования и новые педагогические технологии, современные педагогические концепции и идеи. В этих условиях особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учите ...

Активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника
При столкновении старших школьников с проблемой нравственного самосо­вершенствования возникает сложная в психолого-педагогическом плане ситуация. Здесь им приходится встречаться со множе­ством противоречий и проблем. Одна из них — стремление де­тей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключен ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru