Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Теоретические представления о процессе воспитания

Теоретические представления о процессе воспитания

Страница 1

В настоящее время существуют ряд терминов с разных сторон характеризующих особенности социального и индивидуального становления человека. Понятие «воспитание» сведено с понятиями «социализация» и «обучение». Для того чтобы определить содержание понятия «воспитания» сделаем различение между сложившимися в культуре данными понятиями. Социолог М. Вебер определяет процесс социализации как «процесс интеграции человека в различные виды социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности». В данном подходе человек рассматривается как пассивный материал, преобразуемый в различные формы социального, через освоение «соответствующих элементов культуры, социальных норм и ценностей».

Социально-психологическое понимание социализации включает в себя рассмотрение собственной активности человека, которая обсуждается в терминах индивидуализации и индивидуального развития. Так, Л. С. Выгодский отмечает, что «в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т. е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит индивидуализация».

Психолог Г. М. Андреева конкретизирует понятие социализации как двусторонний процесс: «Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

Содержание процесса социализации, с одной стороны, определяется социо-культурной средой, окружающей подростка, а с другой – его социальным опытом.

Основной результат эффективной социализации, по мнению многих ученых, - научение учащихся быть «продуктивными членами общества», приобщение их к правам, ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде.

Социализация личности – сложный многофакторный процесс усвоения опыта общественной жизни и самореализации в нем.

Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов, т. е. носит естественный (неуправляемый) характер, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств, и специально создаваемых условий – искусственный характер. Давыдов отмечал, что «физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации – усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводства им социальных связей и социального опыта…».

Основополагающим для решения задач социализации является понятие ее социальных механизмов. Механизм социализации можно представить как систему взаимосвязи: с одной стороны индивид (внутренняя сторона системы), а с другой стороны – социализирующие факторы: семья, социальные институты, культура в целом (внешняя сторона системы). Механизм социализации срабатывает при переводе требований внешней стороны системы – социума – в элементы внутренней структуры личности – потребности, установки и т. д.

К ведущим феноменам социализации можно отнести усвоение социальных норм поведения, обычаев, традиций, ценностных ориентаций, ведущими же институтами социализации являются семья, дошкольные и школьные учреждения, неформальные объединения. Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоциональной, познавательной, моральной и межличностной.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Музыкально-дидактические игры как часть музыкального воспитания дошкольников
У детей пяти-шести лет интерес к музыке проявляется ярче. Они не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но избирательно относятся к различным его сторонам, например, больше любят танцевать, чем водить хороводы. Дети могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как, на ...

Виды упражнений с многозначными словами на уроках русского языка в начальной школе
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Учителя, обучая учащихся русскому ...

Обучение чтению по системе Д.Б.Эльконина
На начальном этапе обучения автор методики определяет чтение как процесс воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Без правильного воссоздания звуковой формы слова ученик не может понять то, что читает. Не буквы или их названия являются предметным содержанием действий на ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru