Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Теоретические представления о процессе воспитания

Теоретические представления о процессе воспитания

Страница 1

В настоящее время существуют ряд терминов с разных сторон характеризующих особенности социального и индивидуального становления человека. Понятие «воспитание» сведено с понятиями «социализация» и «обучение». Для того чтобы определить содержание понятия «воспитания» сделаем различение между сложившимися в культуре данными понятиями. Социолог М. Вебер определяет процесс социализации как «процесс интеграции человека в различные виды социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности». В данном подходе человек рассматривается как пассивный материал, преобразуемый в различные формы социального, через освоение «соответствующих элементов культуры, социальных норм и ценностей».

Социально-психологическое понимание социализации включает в себя рассмотрение собственной активности человека, которая обсуждается в терминах индивидуализации и индивидуального развития. Так, Л. С. Выгодский отмечает, что «в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т. е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит индивидуализация».

Психолог Г. М. Андреева конкретизирует понятие социализации как двусторонний процесс: «Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

Содержание процесса социализации, с одной стороны, определяется социо-культурной средой, окружающей подростка, а с другой – его социальным опытом.

Основной результат эффективной социализации, по мнению многих ученых, - научение учащихся быть «продуктивными членами общества», приобщение их к правам, ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде.

Социализация личности – сложный многофакторный процесс усвоения опыта общественной жизни и самореализации в нем.

Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов, т. е. носит естественный (неуправляемый) характер, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств, и специально создаваемых условий – искусственный характер. Давыдов отмечал, что «физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации – усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводства им социальных связей и социального опыта…».

Основополагающим для решения задач социализации является понятие ее социальных механизмов. Механизм социализации можно представить как систему взаимосвязи: с одной стороны индивид (внутренняя сторона системы), а с другой стороны – социализирующие факторы: семья, социальные институты, культура в целом (внешняя сторона системы). Механизм социализации срабатывает при переводе требований внешней стороны системы – социума – в элементы внутренней структуры личности – потребности, установки и т. д.

К ведущим феноменам социализации можно отнести усвоение социальных норм поведения, обычаев, традиций, ценностных ориентаций, ведущими же институтами социализации являются семья, дошкольные и школьные учреждения, неформальные объединения. Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоциональной, познавательной, моральной и межличностной.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Обучение грамматике и правописанию в коррекционной школе в период со 2-го по 4-ый классы
Программный раздел "Грамматика, правописание и развитие речи" определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-й класс. Термин "грамматика", вынесенный в название раздела, употреблён здесь только условно. На самом деле он акку ...

Работа классного руководителя по созданию и сплочению коллектива класса
Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых дней занятий педагогических требований к учащимся. Для этого обычно в начале учебного года классный руководитель проводит специальное собрание. Он обстоятельно знакомит учащихся с важнейшими правилами и участвовать в совместн ...

Методы развития творческого воображения
Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач воспитания, возраста детей, их инд ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru